• Рады видеть Вас на Форуме Фикомания! Чтобы полностью использовать возможности форума, Вам необходимо зарегистрироваться. Регистрация не займет у Вас много времени, но позволит Вам просматривать разделы, которые не видны незарегистрированным пользователям, размещать сообщения, создавать новые темы, отправлять личные сообщения другим участникам форума, участвовать в конкурсах и играх, ставить лайки и многое другое!

Архетипы и шаблоны героев

#1

Pizza

Модератор
Регистрация
17.11.2018
Сообщения
602
Симпатии
525
Баллы
180
Offline
Источник: https://posmotre.li/

Герои и антигерои
Герой

Герой — это человек, который должен служить хорошим примером для других людей. Часто является протагонистом — главным действующим лицом, или главным героем, так что многие сокращают слово «главный» и говорят просто «герой», создавая некоторую путаницу.

Итак, герой совершает подвиги и великие дела, проявляя храбрость и способность к самопожертвованию во благо других людей. По-древнегречески «герой» значит «полубог» или «защитник». В греческой мифологии задачей героя была борьба с хаотическими силами Тартара, которые стремились низвергнуть порядок богов и изменить мир. Кроме того, своими деяниями герои стремились прославить своих родителей-богов и свои родные полисы (города-государства).

Герои являются протагонистами героических мифов, распространённых среди всех культур, основным из которых является «героический поиск» — история о путешествии героя к его цели. Русский учёный Владимир Пропп на основе анализа русских народных сказок выделяет два типа героев: жертвы и искатели. Герой-жертва, например, может быть похищен злодеем и будет вынужден искать путь остаться в живых и отомстить за обиду; у героя-искателя злодей может похитить что-то ценное, и тогда он отправится на поиски пропажи.

Важно заметить, что герои часто обладают сверхчеловеческой физической силой, что во многом сохранилось с начала времён до наших дней. С другой стороны, есть множество примеров героев одар`нных ещё и интеллектуально: один из самых знаменитых примеров — Одиссей, царь острова Итаки, герой двух поэм древнегреческого поэта Гомера, «Иллиады» и «Одиссеи». Изворотливый Одиссей при случае мог одурачить самих богов, не говоря уже о смертных.

Со времён романтизма добродетельные герои всё реже становились протагонистами литературных произведений: их место занимали обычные люди и даже антигерои. Тем не менее, часто протагонистом для современного искусства становится человек, способный в кризисной ситуации бороться с обстоятельствами и пожертвовать своими интересами ради общего дела — а это самые важные черты, определяющие героя.


Антигерой девяностых

Антигерой девяностых — это особый вид антигероев. Не все они были придуманы в 1990-е, но именно тогда они стали распространенными и популярными. Известные примеры: Спаун, Каратель и Дэдпул.

Антигерои девяностых являются полными противоположностями супергероям Серебряного века комиксов. У них не просто есть недостатки — могут полностью отсутствовать любые героические качества. Они редко бывают неумелы или жалки и полностью посвящают себя своей миссии. Они без раздумий убивают злодеев (и часто просто тех, кто встает у них на пути), а при встрече с классическим супергероем высмеивают его старомодность. Их сила обычно имеет демоническое или технологическое происхождение и направлена на убийство.

Эти ребята любят носить на себе кучу ремней и патронташей, часто их одежда представляет собой лохмотья, сами они или молоды, или средних лет, слишком уж мускулистые тела все покрыты шрамами, волосы часто седые, есть щетина или бородка, может быть, повязка на глаз. Выглядят ранеными или больными. Они носят огромные пушки, неподъемные мечи (как, например, Гатс из «Берсерка») и странные, часто с ошибками написанные односложные имена. Бывают трех видов: задумчивые, саркастические и крутые (или просто сумасшедшие).

Происхождение этого типажа можно вести от комиксов «Хранители» (Watchmen) и «Бэтмен: Темный Рыцарь возвращается» (Batman: The Dark Knight Returns), опубликованных в 1986-м. «Хранители» произвели настолько сильное впечатление, что многие даже считают их лучшим комиксом всех времен. Смешав идеи этих работ с образами главных героев из тогдашних боевиков, комиксисты получили не просто персонажей с недостатками, а персонажей полностью из недостатков. Многие из них даже разговаривали фразами, которые отлично смотрелись бы в боевиках с Арнольдом Шварцнеггером или Стивеном Сигалом.


Герой-бунтарь

Итак, перед нами настоящий герой. Он великодушен, благороден, щедр и в высшей степени альтруистичен… Или, возможно, он более приземлен, нагл, груб и циничен, но даже так за этим образом скрывается неплохой парень, желающий окружающим добра… Или маленький человек, наконец-то выпрямил вечно сгорбленную спину и осознал, что дальше так жить просто нельзя.

В любом случае, всех вышеперечисленных, в данном тропе, роднит один момент, а именно восстание против сложившихся устоев и традиций ради привнесения в жизнь идеалов свободы, равенства и братства. Персонаж искреннее стремится облагодетельствовать всех пострадавших, скинуть зажравшуюся власть, свергнуть тирана и повести всех к лучшей жизни. И самым основным своим инструментом он видит именно неуклонное сопротивление сложившемуся порядку вещей.

Бунтари и мятежники всегда пользовались популярностью в широких массах. Потому что всегда, почти каждому человеку есть за что не любить систему и с лояльностью относиться к тому, кто этой системе противостоит. Особенно если при этом человек доказывает не только словом, но и делом, что не только бунтарь, но и самый настоящий герой. Например, Робина Гуда, в массовой культуре, вполне можно назвать самым известным героем-бунтарём.

Впрочем, у них может быть и нулевой рейтинг одобрения. Особенно если противостоит персонаж самой настоящей Империи Зла, с развитым пропагандистским аппаратом. Или антиутопии, где на очевидные проблемы львиная доля людей предпочитают закрывать глаза. Однако обычно героя-бунтаря подобное сопротивление спасаемых мало беспокоит. Очень часто его решение изменить мир или общество проистекает совсем не из одобрения большинства, а из внутренних убеждений.


Благородный разбойник

Благородный разбойник (gentleman thief) — это амплуа хаотически доброго персонажа. Благородный часто не только по душевным качествам, но и по происхождению, он стал преступником вынужденно. По мере сил он старается не только заработать на хлеб с маслом, но и восстановить справедливость, как он её понимает. Хотя он и прибегает к грубой силе, но всё же старается соблюдать некоторые гуманные принципы.


Вигилант

Вигилант — это человек, производящий самосуд над преступником. Фактически — с точки зрения закона — вигилант также является преступником, однако преподносится в положительном свете. Исторически вигиланты — члены «комитетов бдительности» (англ. vigilante/лат. vigilans значит «бдительный», от лат. vigilo — «наблюдать»), неправительственных формирований, имевших целью борьбу с преступностью силами граждан при бездействии полиции.

Вигилант (лат. букв. «блюститель» или «бдительный»[1]) — подвид антигероя. Его целью является приведение в исполнение его собственного приговора, а не предание злодея независимому суду. Вигилант всегда точно знает, что его цель — злодей, который должен понести наказание за содеянное. Ну, или просто сдохнуть, чтобы впредь так не чудил. Или в назидание. Соответственно, и способы могут варьироваться от имитации пафосного правосудия в условиях отдельно взятого сарая до раскладывания частей тушки (со следами лютых пыток) в общественных местах.

В классическом случае вигилант не имеет к объектам своей охоты личных счётов, а руководствуется возмущённым гражданским чувством или соображениями абстрактной морали. В этом его отличие от мстителя, который всегда карает за конкретную вину перед собой или своими близкими. В приведённых ниже примерах к вигилантам отнесены многие представители (и представительницы) соседних тропов, что, на взгляд автора правки, не совсем верно.
Часто вигилантом становится бывший сотрудник органов правопорядка, который, разочаровавшись в государственной системе исполнения наказаний, неспособен противостоять преступности законными методами. К счастью, от действий вигиланта редко серьёзно страдают случайные люди, и, разумеется, вигилант всегда сожалеет о таких потерях. Постфактум. Впрочем, хороший вигилант изначально старается не навредить невинным; плохого же заботит только исполнение приговора, и он готов убивать всех, кто встанет на его пути.

Естественно, за вигилантом идёт охота — и со стороны преступников, и со стороны полиции.


Героический антагонист

Цель этого персонажа — всех защитить, спасти мир, поддержать справедливость, помочь правому делу и т. п. При этом он вовсе не считает, что цель оправдывает средства, не пинает собак и не делает никому подлянок. Короче, он со всей очевидностью хороший. Но — вот незадача — он противостоит протагонисту! Возможно, они с протагонистом не сошлись во мнениях по поводу того, как спасать мир или что такое «правое дело», возможно, случилось трагическое недопонимание, возможно, протагонист, сам того не зная, работает на плохих, а может, протагонист вообще злодей или преступник, а антагонисту поручено его поймать. Как бы то ни было, персонаж, который противостоит протагонисту, но является при этом хорошим — это Героический антагонист. Он может поначалу казаться злодеем, но потом правда однозначно выплывет наружу.

Встречается в сеттингах с Бело-серой и Серо-серой моралью, является хорошим средством показать неоднозначность мотивов и поступков.


Герой-насмешник

Однозначно, этот персонаж находится среди хороших парней. Как правило, он не такой уж плохой человек. Вот только есть у него одна черта, которая не очень нравится окружающим — он любит говорить такие вещи, которые раздражают, злят или попросту смущают. Реже потому, что у него плохо с социальными навыками, чаще для того, чтобы увидеть забавную реакцию. Обычно жертвами насмешника становятся его друзья и люди, которые сильно реагируют на то, как их дразнят. Первые потому, что наш герой их хорошо знает, вторые потому, что сами напрашиваются.

Не путать героя-насмешника с козлом. Герой-насмешник дразнит окружающих не потому, что хочет их по-настоящему задеть, а просто потому, что у него хорошо развито чувство юмора. Да и, как правило, зрителям хитрец кажется забавным, а не вызывает острое желание его убить.

Обычно острый язык является главным оружием каждого второго персонажа-трикстера.


Герой-недотёпа

Все привыкли, что герои, спасающие мир, очень круты: обладают великолепной физической формой и/или гениальным умом, прошли спецподготовку, возможно, вообще имеют паранормальные способности и, конечно, пользуются неизменным успехом у противоположного пола… А что, если героем по воле обстоятельств будет вынужден стать кто-то ну совершенно не подготовленный, не суперагент Джеймс Бонд, а сантехник Вася Петров?

Вариант: герой-то у нас вроде подготовленный, служит в какой-нибудь непростой службе и/или даже обладает некоторыми суперспособностями… но всё равно он простоват, неуклюж и лопоух настолько, что любой из нас легко может представить себя (или своего тормоза-соседа) на его месте. Важно: автор при этом всё-таки не перебарщивает, и про героя никак нельзя сказать «он просто идиот».
 
Сверху Снизу