Как оживить персонажа

#1

Pizza

Модератор
Регистрация
17.11.2018
Сообщения
621
Симпатии
539
Баллы
290
Offline
Автор: chuuuu
Беты (редакторы): AttaTroll
Размер: Мини
Статус: закончен
Описание: Что нужно делать, чтобы ваши персонажи ожили?

Разрешение на размещение получено.
 
#2

Pizza

Модератор
Регистрация
17.11.2018
Сообщения
621
Симпатии
539
Баллы
290
Offline
Берёте часть ангельской пыли, три части крови девственницы, читаете заклинание из Книги Мёртвых… А, мы не о том…

Я подозреваю, что вы заглянули в эту статью с целью сделать своих персонажей более живыми, чтобы читатель мог в них поверить. Я выделил несколько важных пунктов, которые влияют на отношение читателей к персонажам. Их можно условно разделить на две категории: глобальные и разговорные, то есть первые два пункта влияют всё время, но слабо, и автор передаёт их через сюжет – это цель и поступки. Вторая категория – пункты, которые игрок может передать в диалогах – это мимика, речь и отношения с другими персонажами. Расскажу об этом по порядку.

Цель

К чему стремится ваш персонаж? Почему он это делает? Зачем ему всё то, что двигает сюжет? Чем лучше читатель поймёт мотивацию героя, тем ближе к сердцу он примет ваше творение. Есть персонажи, мотивацию которых понять легко, например, месть в каком-нибудь эпическом фентези или желание поймать убийцу в классическом детективе. Есть цели сложнее, которые скрыты внутри персонажа, или в его прошлом. Например, обещание, данное героем умирающему другу. Даже у такого неоднозначного героя, как Дэдпул, есть цель - творить хаос в огромных масштабах.

Есть два важных момента, связанных с целью героя. Первое – она должна быть понятна читателю. Не в смысле, что читатель должен быть с ней согласен, нет. Но, услышав полную историю героя, он должен сказать: “Верю”. Второе – её не обязательно рассказывать читателю. Особенно, если вы хотите сделать персонажа таинственным. Главное, чтобы читатель понимал, что эта цель есть и поступки героя полностью ей соответствуют.


Поступки

Каждый поступок персонажа должен развивать его личность. Читатель у себя в голове строит модель персонажа, в который входит не только то, как он выглядит, но и его характер. Если вы заставите героя сделать то, что недопустимо для его характера, это всё равно, что посреди книги невзначай сообщить, что у него есть усы. Бьёт по ощущениям читателя похуже смерти этого же героя.

Оговорюсь, под словом “поступок” я, прежде всего, говорю не о поведении персонажа (эту тему я раскрою в дальнейшем), а о сюжетно-важном выборе. Например, Супермен, убивший своего врага в фильме 2013 года, неслабо порвал шаблон не одному поколению своих фанатов. То же самое сделал бы Дэдпул, если бы он спас котёнка.

Главное предназначение поступков – раскрывать новые грани характера персонажа, не противоречащие старым. А лучше - усиливать и развивать старые качества. Классическим примером Поступка с большой буквы является самопожертвование. Пожертвовать собой может романтичный персонаж и никогда - прагматик. Этот поступок раскроет и усилит в романтике то качество, ради которого он жертвует собой. Прагматика как персонажа он просто погубит.

Важный момент: цель и поступки нужно рассматривать в длительном промежутке времени. Для персонажей, появляющихся на пару страниц, нужно использовать другие способы.


Диалог – важнейший способ раскрытия персонажа. Характер любого человека можно определить по тому, как он общается. Поэтому меня всегда удивляют такие вопросы, как “Что важнее: описание или действие?” Диалоги, мать вашу! Приступим.


Мимика

Под этим словом я имею в виду не только особые движения мышц лица, но и всё, что делает персонаж во время разговора. Лично я взял на вооружение такой способ ведения диалогов после совета Ольги Громыко:

“Куда больше раздражает постоянно повторяющийся глагол "сказал" в диалоге. Лучше напиши, что герой при этом делал. Читатель сам догадается, что эту реплику герой не попой просвистел”.

Для простоты предлагаю такой способ: представьте ваш диалог как сцену из фильма. Герои не будут стоять столбом с постными лицами, не правда ли? Они будут, как минимум, улыбаться/злиться/напрягаться. Дальше – больше. Ваши герои не стоят в вакууме, вокруг них есть какая-никакая, но обстановка, с которой они взаимодействуют. Герой может прислониться к стене, выпить за разговором пива, начать отступать, если обстановка не самая благоприятная.

Главное правило этого пункта – действия героя во время диалога должны подчёркивать его эмоции. Нервничающий человек будет теребить край шарфа, влюблённый – пытаться положить свою ладонь на руку предмета обожания, разозлённый – хвататься за меч или просто сжимать кулаки.


Речь

Здесь уже посложнее. Задача минимум – читатель должен по речи отличать одного персонажа от другого. Представьте себе вашего героя как живого. Окружение, в котором он вырос. Образование. Как будет говорить такой персонаж? Будут ли у него в речи слова-паразиты? Использование терминов? Эпитеты и метафоры? В конце концов, как он будет называть ту или иную вещь? Поребрик или бровка? Или вообще бордюр?

Человек, не закончивший школу, вряд ли сможет рассказать длинную историю чистым литературным языком. Хирург никогда не скажет “выпирающие тазовые кости”, но если персонаж – не врач, то он так же вряд ли скажет “выпирающая подвздошная кость”. То же самое нужно помнить, если вы пишете POV или рассказ от третьего лица, но с упором на одного персонажа.


Отношения с другими персонажами

Задача со звёздочкой. Как ваш герой относится к тому или иному персонажу? Лучше всего это познаётся в сравнении. Предположим, у вас есть мать и два сына. Насколько будет отличаться её общение со старшим от общения с младшим? Как полупьяный пират будет разговаривать с барменом, которого знает много лет, а как – со старой знакомой?

Тут уже трудно подобрать примеры – они на сто процентов зависят от ваших персонажей и их отношений.


Надеюсь, вы поняли из моей статьи главное: героя нужно делать живым всё время, пока вы пишете книгу. Расслабитесь – и вместо персонажей по картонным локациям начнут скакать манекены. А это не нужно ни вам, ни читателям.
 
Сверху Снизу