Прилагаем прилагательные

#1

Pizza

Модератор
Регистрация
17.11.2018
Сообщения
621
Симпатии
539
Баллы
290
Offline
Автор: chuuuu
Размер: Мини, 3 страницы, 2 части
Статус: закончен
Описание: В своих произведениях мы используем тучу прилагательных, но как их подбирать так, чтобы получилось внятно, атмосферно и не перегружено?

Разрешение на размещение получено
.
 
#2

Pizza

Модератор
Регистрация
17.11.2018
Сообщения
621
Симпатии
539
Баллы
290
Offline
В наших произведениях герои постоянно сталкиваются и взаимодействуют с сотнями и тысячами предметов. И все эти предметы нужно как-то обозначить.

Можно просто назвать маловажный предмет и забыть его. Но тогда вы на выходе получите сухой безжизненный текст. Если вы способны написать яркий красочный текст без прилагательных, то что вы забыли в моей статье?

Можно вдаваться в другую крайность – перечислять все характеристики каждого предмета, но это превратит произведение в описательное порно.

Интересный факт: в литературе чрезмерно подробные описания чего-либо называют порно, подразумевая то удовольствие, которое получал автор, описывая это всё. Часто этим страдают мужчины-авторы с глубокими познаниями в определённой сфере. К таким произведениям относят, например, книги А. Круза (оружейное порно) и книги по ВоТ (танковое порно).

А что же делать нам, обычным писателям? Как сохранить атмосферность и живость языка, не вдаваясь в порно? В своей статье про персонажей я вывел тезис: нужно описывать те характеристики, которые отличаются от стандартных. С предметами всё сложнее: они не носят одежды, не имеют черт лица, поэтому почти всегда их можно описывать только прилагательными.

Литературная наука давно вывела золотую середину: два прилагательных на один предмет. То есть “старый больной дедушка” – хорошо, а “немощный старый больной дедушка” – уже перебор.

Как же их выбрать, эти прилагательные? Я предлагаю подобную пирамиду описаний:

1) Сюжетно-важные описания

2) Персонажные описания

3) Атмосферные описания

К первому типу относятся характеристики, которые сыграют какую-либо роль в сюжете. Например, если позже в дверь будут ломиться, то лучше сразу сказать, что она бронированная. Или наоборот, картонная. Если меч в середине книги сломается, то это будет выглядеть логичнее, если при первом появлении он будет назван потрёпанным или проржавевшим. А если нужно подчеркнуть крутость меча, разбившего его, то стоит выделить идеальную сталь, отличную ковку или надежность, с которой он служит уже долгие годы.

Второй тип характеристик рассказывает не о самом предмете, а о его хозяине. Битый телефон часто роняют, забитый едой холодильник говорит о хозяйственности, а тяжелый ручной пулемёт – об исключительной силе владельца. Не надо писать, что журналист аккуратный: покажите ручки на его столе, рассортированные по размеру, и читатель сразу поймёт.

Третий тип – самый сложный и простой одновременно. Подумайте, чем данный предмет отличается от стандартных образцов. Необычным оттенком цвета, размером, весом. Тяжелая печать ничем не отличается от легкой, но звучит солиднее, особенно когда её ставят на приговор. “Мини Купер” используется как обычный автомобиль, но выглядит ярче. Письмо, написанное зелёными чернилами, может означать что угодно, оставаясь необычным.

Какие прилагательные в большинстве случаев использовать не стоит? Прежде всего, это слова “обычный”, “стандартный”, “средний” (в значении “средний по размерам”), если они не относятся к первым двум пунктам. Цвет в большинстве случаев совершенно лишний, но если он вам нужен, то лучше подчеркнуть его визуально: не желтый, а янтарно-желтый, не зелёный, а болотно-зелёный.

И последнее: описание предмета даётся один раз: при первом его появлении в поле зрения героя. В дальнейшем используется либо только название, либо указание, что это тот самый предмет, если по тексту можно запутаться.
 
#3

Pizza

Модератор
Регистрация
17.11.2018
Сообщения
621
Симпатии
539
Баллы
290
Offline
Эпиграф:

Мы написали этот трек
Для всех крутых дискотек,
Для полуоткрытых губ
И полуприкрытых век.

Стакан полупустой или полуполный? Ответ зависит не от того, оптимист вы или пессимист, а от условий эксперимента.

Начнём с эпиграфа. Почему губы в нём полуоткрыты, а веки полуприкрыты? Ситуация происходит на дискотеке, где люди не спят. Значит, нормальное состояние человека в данной ситуации – глаза открыты, а рот закрыт. Сравним эти данные с эпиграфом и выведем формулу: прилагательное должно быть наполовину противоположное от нормы.

У ребёнка, которого укладывают спать, глаза полуоткрыты, у взрослого во время секса – полуприкрыты. Если киборг когда-то был человеком, то он состоит наполовину из металла, а если его создавали с добавлением искусственной плоти – наполовину из мяса.

А что стакан? Если вам принесли его в баре, то он наполовину пуст. А если ребёнок оставил его на столе после ужина – наполовину полон. Вот и вся философия напополам с психологией.
 
Сверху Снизу