Раскрываем персонажа

#1

Pizza

Модератор
Регистрация
17.11.2018
Сообщения
621
Симпатии
539
Баллы
290
Offline
Автор: chuuuu
Размер: Мини
Статус: закончен
Описание: Как часто в комментах под фиками вы видели оправдания авторов в стиле “Это же первая глава, как можно раскрыть героя за одну главу?”. Я – регулярно. Давайте узнаем, правы ли они.

Разрешение на размещение получено.
 
#2

Pizza

Модератор
Регистрация
17.11.2018
Сообщения
621
Симпатии
539
Баллы
290
Offline
Что значит раскрыть персонажа? Сформировать в голове читателя образ персонажа как уникальной (а лучше - ещё и интересной) личности. Тогда читатель начинает понимать образ мышления героя и его поступки. Всё это делается посредством сюжета. Какие есть способы раскрытия персонажа в литературе? Правильно, описания, слова и действия. В этом порядке и пойдем.


Описания: влияют на раскрытие персонажа чуть менее, чем никак. Нет, внешний вид может дать предположение, но не больше, чем картонная фигурка персонажа на столе в ролевой игре.

Слова: а вот это уже интереснее. В первую очередь важно не то, что именно говорит персонаж, а то, какие выражения он для этого подбирает. Представьте ситуацию:


Метро, заброшенная станция. Девушка, истекая кровью, сочащейся из бедра, медленно бредёт по коридору. На её плече – рука эльфийского принца, который спас её от банды оборотней-насильников, но получил огнестрельное ранение в живот. И если она не дотащит его до безопасного места, остатки монстров быстро его добьют.


Представили? А теперь я напишу два варианта фразы, которую она могла бы сказать:


– Давай шажочек… Ещё шажок… Вместе мы выберемся, я обещаю…


– Ну, ну, пойдёмте. Где-то тут должно быть безопасно.


В первом случае всё так и светится нежностью, заботой, материнским инстинктом – тут и уменьшительно-ласкательное, и рефрены для понимания, и обещание безопасности. Второй же вариант выдаёт в своей обладательнице мерзкую личность: презрительное “ну-ну”, поторапливание словом “пойдемте”, отрешенность от подопечного.


Что не раскрывает персонажей никак – это картонные диалоги, никак не отображающие их личность, а стремящиеся просто донести информацию до читателя.


Действия. Их использовать сложнее, но и эффект они дают лучше. Действия должны быть такими, которые максимально ярко характеризуют персонажа. Давайте посмотрим пример.


“На мои плечи опустилось что-то тёплое. Я провела рукой, почувствовав мех плаща. Он прошел мимо, подставив торс ледяному ветру, сел на камень лицом к пропасти и закурил свою сигару.”


Что мы можем узнать о мужчине по трём предложениям? Отстранённый, но заботливый, ответственный, сильный духом, но при этом показушник, иначе не надевал бы плащ на голый торс, под ним было бы хотя бы что-то. Мужчина-загадка, которую хочется разгадать. Воображение ещё мигом дорисовывает кубики пресса, тяжелое детство и боль в душе, о которых в тексте ни слова.


Что я хотел этим сказать? Чтобы раскрыть персонажа, достаточно одного абзаца. А иногда и одной строчки. Если есть, что раскрывать, конечно...
 
Сверху Снизу