Соционика | Аспекты

#1

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
155
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
АСПЕКТЫ

Иррациональные (сенсорика, интуиция)

БЕЛАЯ СЕНСОРИКА
(«СЕНСОРИКА ОЩУЩЕНИЙ») (БС)

Субъективный интровертный аспект.

БС (сенсорика ощущений) - описание реальных объектов, субъективных физических ощущений от них и от взаимодействия с ними, цветовые/вкусовые и др. сочетания, физическая гармоничность, ориентация на органы чувств. Описывает динамические категории.

***

С позиции интровертной сенсорики физическое восприятие мира идёт изнутри, от себя. К этому аспекту относятся собственные физические ощущения и впечатления субъекта, информация, полученная от 5 органов чувств. Т.к. аспект интровертный, то у каждого белого сенсорика, да и вообще у каждого человека будут свои индивидуальные представления о приятных или неприятных ощущениях. Аспект динамичен, поэтому при описании чего-либо характеристики сменяются. Образы белой сенсорики будут динамичными, подразумевающими какое-то изменение свойств объектов или ощущений от них. Если белые сенсорики описывают звук, то описывают его с какими-то особенностями: громкий он или тихий, мягкий, приглушённый, резкий. Если описывают свет в помещении, то уточняют, мягкий он или, может быть, излишне яркий, тёплый он или холодный. Описывают свои кинестетические ощущения от различных фактур. Если белый сенсорик что-то трогает или наблюдает, то он описывает свои ощущения и как-то характеризует то, что он физически ощущает: особенности цвета, вкуса, запаха, говорит о физической эстетичности и гармоничности. От белых сенсориков можно услышать такие описания физических действий: «Я плаваю в теплой воде, и солнышко играет бликами на поверхности».

Например, если белый сенсорик смотрит на дом, он будет делать акцент на том, какого оттенка цвет крыши, какая фактура, как покрашен дом, какого цвета рамы, шторы, а также насколько всё им увиденное эстетично и гармонично, насколько сочетаются все эти элементы, какое сочетание предпочёл бы он сам. Это будет описание того, как этот конкретный белый сенсорик чувствует конкретно этот объект, эту ситуацию или даже человека. Белый сенсорик воспринимает через свои физические ощущения. Несмотря на то, что человек может выдавать свою оценку наблюдаемым явлениям, по большему счету, это чистое восприятие.

Пример БС в творчестве Ивана Бунина:

«На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжёлый, гладкий. Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, ещё далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

Константин Паустовский «Жёлтый свет»:

«Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет - неяркий и неподвижный - был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска. Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше».

Описание фактуры, цветов, тактильных ощущений от предметов, запахов, температуры, света – БС воспринимает такую информацию наиболее полно и широко, что отражается в семантике.

ЧЁРНАЯ ИНТУИЦИЯ
(«ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ») (ЧИ)

Объективный экстравертный аспект.

ЧИ (интуиция возможностей) – описание скрытой сути явлений, символов и знаков внешнего мира, взгляд на привычные вещи под неожиданным углом, способность увидеть бесконечную вариативность внешнего мира, ориентация на бесконечность с т.з. времени. Описывает статические, никак не связанные между собой категории.

***
Интуиция – восприятие сигналов от мира и обработка их в обход рационального мышления. К ней относятся какие-то предчувствия, неопределённые сигналы от мира. Психика интуита автоматически считывает эту информацию о ситуации или объекте, и человек может давать прогнозы по развитию ситуации или описывать глубинную суть явления, хотя объективных предпосылок к таким выводам нет. Но важно помнить, что интуитивная информация максимально неконкретна, образна и абстрактна. Поэтому прогноз по развитию какого-нибудь предприятия с конкретными цифрами и фактами нельзя считать интуитивным. Но если это преподнести в виде причудливой метафоры не сказав ничего конкретного – это будет ближе к интуиции.

ЧИ экстравертна, направлена вовне. Поэтому образы чёрных интуитов часто собраны из объектов внешнего мира, которые сочетаются абсолютно сюрреалистично. Очень яркий и известный пример таких образов – картины Сальвадора Дали, у которого ЧИ является ведущей функцией. В общем-то сам по себе сюрреализм, видимо, порождение сильной интуиции возможностей.

Следующая важная черта черноинтуитивных образов – символизм. Жидкие часы, слоны на паучьих ногах – это не плод больной фантазии, это послание. В интуитивных образах всегда есть двойное дно, они описывают, но не сообщают никакой информации напрямую. Интуитивные образы всегда подразумевают больше, чем можно выразить понятным языком. Иногда образы сильной ЧИ не подразумевают какой-то конкретной расшифровки, в них как будто содержатся все возможные варианты, а вам предлагается увидеть что-то своё.

ЧИ – это креатив в чистом виде. Восприятие интуитов не привязано сильно к материальной реальности, поэтому им легче отойти от физической заданности и представить привычное с неожиданного ракурса. Самые новые, самые странные и революционные идеи приходят именно к чёрным интуитам, часто опережая события на много лет или даже столетий.

Ещё одна отличительная черта чёрноинтуитивых образов – статичность. Если придумать какой-то символ, заложить в него идею и описать это – то образ получится законченный. Символы и знаки не подразумевают какого-либо развития, динамики. Также творчество чёрных интуитов часто тяготеет к аллегоричности. В описаниях может быть много парадоксов, необычных сочетаний привычного. Тут можно вспомнить Иосифа Бродского (ИЛЭ), чья ведущая функция также ЧИ:

Сделав себе карьеру из перепутья, витязь

сам теперь светофор; плюс, впереди – река,
и разница между зеркалом, в которое вы глядитесь,

и теми, кто вас не помнит, также невелика.

Часто за ЧИ принимают простую многовариантность или всё, что можно счесть странным, необычным. Как вы понимаете, это ошибочное и весьма примитивное понимание аспекта. Многовариантность в привычном понимании может присутствовать в любом аспекте. Т.е. 10 способов построения бизнеса не будут иметь к ЧИ никакого отношения.

В чём проявляется дуальность БС и ЧИ? Можно сказать, что у иррациональных аспектов она выражается в неком взаимном проникновении. Т.е. в чёрноинтуитивных образах всегда будет присутствовать и белосенсорная составляющая и наоборот.

Посмотрим на отрывок известной песни Эдмунда Шклярского (ЛИИ), ЧИ у которого находится в творческой позиции:

У шамана три руки. Мир вокруг, как тёмный зал.

На ладонях золотых нарисованы глаза.
Видит розовый рассвет прежде Солнца самого,

А казалось, будто спит – и не знает никого!

В целом чёрные интуиты могут довольно много внимания уделять цвету, форме, фактуре (особенно художники), но сенсорика у них тем не менее остаётся слабой, и обычно не является центральной темой.

У белых сенсориков ЧИ может проявляться в стремлении к необычным сочетаниям вкусов, запахов, цветов, в тяге ко всему самому новому, необычному, в поиске каких-то очень специфических физических ощущений.
 
#2

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
155
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
ЧЁРНАЯ СЕНСОРИКА
(«ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА») (ЧС)

Объективный экстравертный аспект.

ЧС (силовая сенсорика) – описание реальных объектов, взаимного влияния, силового воздействия. Силовой потенциал, степень опасности объектов и явлений. Описывает статические категории.

***

К этой сенсорике относится всё, что связано с физическим восприятием реального мира, но ориентация уже не на ощущения от объекта, а на воздействие этого объекта и его устойчивость к воздействию.

Так, если чёрный сенсорик смотрит на дом, то он видит, в первую очередь, насколько этот дом основательный, крепкий, как долго простоит, как на него можно воздействовать: что нужно сделать, чтобы максимально быстро его снести, какими способами его можно уничтожить, какую силу применить, чтобы разбить окно или пробить стену. Какие вообще внешние воздействия дом способен выдержать, а какие нет.

Важным отличием ЧС от восприятия БС является статичность характеристик чёрной сенсорики. Субъективное ощущение от объекта (БС) может меняться в зависимости от состояния воспринимающего, а также от человека к человеку (вспомните бесконечные войны тех, кому душно и тех, кому холодно), а надёжно построенный дом будет стоять в любых условиях, и эта его характеристика будет меняться достаточно медленно. Хорошо построенные оборонительные сооружения (крепости) способны оставаться прочными и устойчивыми на протяжении веков. У нас в Калининграде остались немецкие военные постройки, которым 150 и более лет – даже современными методами их демонтировать чрезвычайно сложно, долго и дорого.

К ЧС относится всё, что связано с описаниями физического воздействия на какие-либо объекты: «я его схватил», «я что-то швырнул», «раздавил», «разбил», «уничтожил», «разодрал». Чем сильнее проявлена в психике ЧС, тем больше человек будет об этом рассказывать, тем ярче и разнообразней будут подобные образы.

Опасность и выживание в сложных ситуациях - также являются центральными для ЧС темами. Чёрные сенсорики способны считывать потенциально опасные для жизни и здоровья ситуации. Также к ЧС относится всё, что связано с ресурсами, т.к. от их количества напрямую зависят шансы выжить. Чёрный сенсорик может рассуждать о том, что некие ресурсы можно забрать себе и приумножить, или о том, что ресурсы могут забрать у него самого. Если говорить о людях, то чёрный сенсорик способен определить, кто сильнее, а кто слабее (и физически, и духом), кто может представлять опасность, а кто нет. В категорию ресурсов могут попадать и люди, поэтому сенсорик всегда проследит, чтобы они были обеспечены всем необходимым для жизни.

Немного примеров семантики ЧС. Александр Бурьяк (ЛСИ) «Очарованье танками»:

«Очарование танками пришло на смену очарованию драконами. Лязгающие, дышащие огнём чудовища, которые стремительно двигаются и сокрушают всё и всех. Побеждать их в одиночку даже в не вполне чистом поле способны только некоторые специально вооружённые, хорошо обученные и очень везучие бойцы - несомненно герои.
Чудовища-танки - не сами по себе: они направляемы, они - орудие уничтожения. В них сидят не лишь бы кто, а тоже почти герои, проламывающие оборону врага».

Строки из известной всем песни Владимира Высоцкого (СЭЭ):

Отвесные стены - а ну, не зевай!
Ты здесь на везение не уповай.
В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела.

БЕЛАЯ ИНТУИЦИЯ
(«ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ») (БИ)

Субъективный интровертный аспект.

БИ (интуиция времени, субъективная интуиция) – описание субъективных иррациональных переживаний, предчувствий, размытых образов, хода времени, развития событий, динамики, скорости и тенденций скрытых процессов.

***

И снова переходим к максимально нематериальным видам информации. БИ – самый абстрактный аспект. БИ в отличие от ЧИ – динамична и на этом в общем-то можно закончить, т.к. БИ считывает динамику саму по себе, белая интуиция – это чистое изменение. Отсюда и привязка ко времени, хотя название «интуиция времени» несколько узковатое по смыслу для этого аспекта.

Белые интуиты способны ощущать внутреннее пространство людей, процессов, ситуаций, событий и чувствовать, как оно изменится. Это не объективно – белый интуит не расскажет вам, какие именно события произойдут, но может почувствовать, в каком темпе развивается ситуация, а также характер развития (в позитивную сторону или нет). БИ всегда про предчувствия, причём глубоко субъективные. Очень часто белые интуиты описывают ход времени – это одно из самых ярких и очевидных проявлений интровертной интуиции.

Строки из песни проекта Neutral (автор текста, скорее всего ИЛИ по типу) очень точно отражающие смысл БИ:

Проходит вереница лет
В каком-то прерванном полёте,
И никого по сути нет,
И ничего не происходит.
И на каком-то этаже,
Не пропуская новых тканей,
Ещё возможное уже сплетается из расстояний.

Очень часто белых интуитов охватывают тревожные предчувствия, а их образы сопряжены с чем-то опасным. И тут мы подходим к дуальности БИ и ЧС. Их объединяет тема опасности, и если ЧС считывает возможную опасность через реальные объекты, то БИ просто чувствует, что ситуация может начать развиваться негативным для конкретного интуита образом, причём это происходит в тот момент, когда объективных предпосылок для этого ещё нет. В образах белых интуитов всегда присутствует немного образов по ЧС и наоборот.

Елена Войнаровская (ИЭИ) «Тысячи вольт»:

Смотри,
Как растёт эта сила
Одержимо пульсирует,
Рвётся сквозь кокон безмолвия
Взрываясь,
Распадаясь на атомы
Мы тайфуном объятые, насквозь пронзённые молнией

Внутри неё мощь ураганного ветра и вон
Внутри неё искры, внутри неё тысячи вольт

Солнце
Блеснет на клинке
Отразятся в реке
Невесомые храмы небесные
Касание,
Словно ожог
Реет в воздухе шелк

В миллиметре от острого лезвия
 
#3

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
155
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
Рациональные (логика, этика)

ЧЁРНАЯ ЛОГИКА
(«ДЕЛОВАЯ ЛОГИКА») (ЧЛ)

Объективный экстравертный аспект.

ЧЛ (деловая логика/логика действий/логика фактов) – ориентация на объективную реальность и правила, по которым она устроена. Объективные законы, данные. Правила, по которым происходят те или иные события, т.е. логика действий. Логичность, практичность и эффективность, организация каких-либо процессов, явлений, иногда поступков.

***

Логика в целом как рациональная функция склонна выносить некие суждения о явлениях. Логика стремится к рациональному познанию мира, к познанию мира «умом». Соответственно, экстравертная(чёрная) логика, стремясь к этому познанию опирается на то, что лежит вовне, т.е. на внешний мир. Отсюда название «логика фактов». Ведь всё, что находится в окружающей нас действительности, все объекты, явления, действия, которые мы можем зафиксировать, описать, увидеть объективно и опытным путём убедиться в их существовании можно назвать фактом. Деловая логика воспринимает именно эту часть мира. Чем ЧЛ у человека сильнее, тем ярче он будет воспринимать объективную реальность и всё, что связано с объективными явлениями. Так, ключевой является завязка на вешний мир, объективные свойства реальности (объектов и явлений), какие-то фактические данные, опыт и объективные подтверждения этого опыта. ЧЛ считывает из окружающей реальности действия и алгоритмы действий, а также свойства объективно существующих объектов. Хорошо работающая ЧЛ умеет видеть логичность цепочек действий и оптимизирует их для получения более продуктивного результата.

Вот пример из произведения писателя Джека Лондона, у которого очень ярко выражена ЧЛ:

«Трос остановился. Джерри дёрнул рычаг тормоза, но трос не двигался. Мальчик обеими руками схватился за трос и потянул его на себя, стараясь сдвинуть его с места. Нет! Где-то явно застопорило. Но где именно, он не мог догадаться, и вагонетки не было видно. Он поднял глаза вверх и с трудом различил в воздухе пустую вагонетку, которая должна была двигаться к нему с такой же скоростью, с какой вагонетка с грузом удалялась. Она была от него примерно в двухстах пятидесяти футах».

(В данном тексте дано подробное описание ситуации, объектов, последовательности событий и логики взаимодействия объектов. Это и есть ЧЛ).

Попробуем абстрагироваться и взглянуть, что такое ЧЛ вообще.

Так как деловой логик ориентирован вовне, на объективный внешний мир, он автоматически собирает как можно больше каких-то фактических реальных данных, которые можно как-то проверить и описать. Деловая логика является также динамическим аспектом. Что это значит? Окружающая нас действительность переменчива, вокруг нас постоянно происходят какие-то события, мы сами постоянно чем-то занимаемся, и реальность, так или иначе, находится в непрерывном движении и изменении. Т.к. аспект динамический, то сбор данных происходит постоянно. С этим свойством связано и название «логика действий».

Далеко не все деловые логики стремятся к какому-то познанию мира, формированию своего мировоззрения, хотя и такие представители тоже встречаются: в этом случае подключаются какие-то личностные характеристики, стремления, психософские особенности. Если деловой логик не интересуется наукой и не стремится к чистому познанию, то деловая логика у него каким-то образом проявляется всё равно, и часто она проявляется именно как логика действий. Получается, что при сильной ЧЛ человек очень хорошо включен в реальный мир, хорошо ориентируется в окружающей действительности. Может сложиться впечатление, что люди с какими-то другими сильными функциями плохо ориентируются в окружающей действительности, но это не совсем так, ибо ЧЛ присутствует у представителей всех типов. Тут важно понимать, что именно подразумевается под ориентацией в окружающем мире: то, что человек воспринимает, обрабатывает и накапливает очень много информации о свойствах, особенностях явлений окружающего мира.

Деловые логики очень хорошо описывают какие-то действия, реальные события. Казалось бы, описание этих вещей простая и понятная всем вещь, и мы все описываем какие-то действия и события, но при сильной ЧЛ завязка на действительность максимально сильная. Например, мы можем задать человеку открытый вопрос вроде «Расскажите про свой день?». Про свой обычный день можно рассказать всё что угодно: о своих впечатлениях, смутных предчувствиях и догадках, можно больше уделить внимание взаимодействию с людьми, своим ощущениям и т.д. Но человек с сильной ЧЛ будет описывать именно конкретные действия: «Я просыпаюсь в такое-то время, завтракаю, умываюсь, иду на работу, потом делаю ещё что-то и ещё…».

Казалось бы, мы говорим об абсолютно банальных вещах и почему мы должны трактовать их как какой-то аспект? Практика показывает, что сильная ценностная деловая логика стремится к такому конкретному, максимально реальному описанию действий, а в общем контексте всего рассказа у сильной ЧЛ большинство информации именно в таком ключе. Приведём пример с описанием картинок. О том, что изображается на картинке, можно рассказать очень разную информацию и по-разному её подать: опять же, можно уйти в какие-то впечатления, описания людей, можно описывать свойства объектов на картинке и т.д. Если мы показываем какие-то картинки людям с сильной ЧЛ, и просим рассказать, что они видят на картинке, то они описывают картинку, как есть, буквально, описывают то, что на ней показано, то что видят. Отсюда же особенности сообщать именно конкретные факты про себя: место работы, род занятий, обязанности, должность, с какими людьми приходится взаимодействовать. Все описания очень конкретные.

Не будем сводить ЧЛ к бизнесу, но к деловой логике относится почти всё, что связано с бизнесом как организацией каких-либо технологических процессов. Почему чёрные логики часто хорошие бизнесмены? Чёрный логик, будучи максимально сильно встроенным в окружающую действительность, очень хорошо отслеживает происходящие процессы, события, как они происходят, к чему приводит их развитие, и, соответственно, т.к. у человека очень много информации о том, как всё устроено и как что происходит, то ему очень легко самому организовать какой-то процесс. Если есть какая-то цель, связанная с бизнесом, с работой, с любой другой деятельностью, или человеку нужно купить какую-то определённую вещь, то с позиции деловой логики организовать этот процесс можно максимально эффективно, практично. Не любой чёрный логик будет стремиться к эффективности или выглядеть суперпрактичным человеком, но если мы будем задавать ему вопросы, то он будет говорить об эффективности, практичности, организации каких-то процессов, о самих процессах, о самих событиях, объективных данных, каких-то фактах, а также о своём реальном опыте. Вся эта информация касается аспекта ЧЛ.

Вот пример экстравертной логики в тексте песни Виктора Цоя, у которого была сильная ЧЛ:

За окном идёт стройка – работает кран,
И закрыт пятый год за углом ресторан.
А на столе стоит банка,
А в банке тюльпан, а на окне – стакан.

(Описание окружающих предметов и процессов, которые с этими предметами происходят).

Стоит отметить, что в соционике есть такое понятие как дуальные аспекты. И аспекты мы будем рассматривать парочками. Парой к логике идёт этика, и, т.к. логика у нас экстравертная, то этика будет интровертной. И ещё пример сильной ЧЛ в тесте писателя Джека Лондона (ЛИЭ):

«На борту «Макембо» находился правительственный резидент, возвращающийся из Сиднея, и с его разрешения пароход зашёл в Уги, чтобы высадить на берег миссионера. В Уги стояло небольшое двухмачтовое суднышко «Арла», под командованием шкипера Гансена. «Арла», как и многое другое, тоже принадлежала капитану Малу: и по его прглашению Берти перешёл на неё, чтобы погостить там несколько дней и принять участие в вербовочном рейсе вдоль берегов Малаиты. Через четыре дня его должны были ссадить на плантации Реминдж (тоже собственность капитана Малу), где он мог пожить недельку, а затем отправиться на Тулаги – местопребывание резидента – и остановиться у него в доме.»

БЕЛАЯ ЭТИКА
(«ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ») (БЭ)

Субъективный интровертный аспект.

БЭ (этика отношений, субъективная этика) – ориентация на субъективные оценки природы человека. Формирование суждений о качествах человека, особенностях его характера, мотивов поступков и субъективная оценка всего этого. Субъективные чувства, отношения.

***

Итак, что у нас с этикой отношений? Этика вообще – это ориентация человека и восприятие через людей, глубокое понимание человеческой природы. Надо помнить, что этика наравне с логикой является рациональным аспектом. Она склонна выносить суждения, строить догадки, предположения и в соответствии с ними действовать. Получается, что этика похожа на логику, но её рассуждения связаны не с миром и неодушевлёнными объектами, а с человеком. Этики не могут воспринимать происходящее в мире в отрыве от человека. Все действия и явления, так или иначе, будут восприниматься через людей, с учётом людей, их особенностей, качеств, поведение, реакции, состояния и прочего.

Отойдём от общего описания этики, ведь в данном случае нас интересует интровертная этика. Как интровертная функция, она направлена внутрь. Она имеет субъективную природу и ориентирована на внутренние качества людей, склонности, симпатии, отношения, особенности характера, мотивы поступков, тонкие эмоциональные привязанности. Также она выдаёт собственную субъективную моральную оценку всех этих характеристик человека.

Почему возникает впечатление, будто этик хорошо понимает людей от природы? Человек с сильной БЭ изначально встроен в информационный поток, который завязан на людей, он считывает и накапливает эту информацию без своего сознательного желания, и данная информация хранится в его психике в очень большом объёме.

Если белый этик наблюдает за каким-то человеком, даже если это происходит в рабочей обстановке и его личный интерес к этому человеку отсутствует, то у него всё равно будет складываться определённое представление об этом человеке: у этого человека такой-то характер, такие-то особенности, такие-то поступки, такие-то мотивы. Информация об этом человеке накапливается автоматически, и представления сами по себе складываются в процессе наблюдения. Например, описывая человека, он может подметить, что этот человек «искренний, честный, но в такой-то ситуации немножко не надёжный, характер у него сложный с некоторыми особенностями». Из всего увиденного белый этик выносит своё собственное суждение об этом человеке, и, опираясь на это суждение, выстраивает взаимодействие.

Чем сильнее БЭ, тем глубже понимание и тем проще рассуждать на темы, связанные с внутренними качествами, особенностями, склонностями и т.д. Человеку с сильной этикой всегда будет что сказать, потому что аспект сильный, информации накапливается много, и в ней обычно довольно легко ориентироваться. Также у него обязательно будет свой взгляд на какие-то проблемы, связанные с людьми и отношениями.

Раннее мы упоминали о дуальности аспектов. При типировании это очень важный момент, поскольку дуальные аспекты друг без друга практически не существуют. Как это проявляется? С позиции БЭ есть особенности характера, предрасположенности, определённые качества человека и их собственная оценка. Например, один белый этик считает, что люди должны быть честными, искренними и преданными. Другой белый этик считает, что люди должны быть честными со своей семьёй, но честность – понятие относительное, и каждую конкретную ситуацию следует рассматривать отдельно. Третий думает, что человек должен быть дерзким, четким или каким-то ещё. Это очень утрированные примеры, но в целом, у каждого белого этика будет свой взгляд на человека и на всё, что с ним связано. По белой этике есть какие-то качества, которые с позиции индивидуальной оценки наиболее приветствуются. Так как к БЭ идёт ценностная ЧЛ, то у этих качеств должны быть объективные проявления, какие-то поступки, какое-то позиционирование себя во вешнем мире с позиции этих качеств.

Дуальность аспектов БЭ и ЧЛ проявляется так: есть ориентация на некоторые характеристики и качества, которые должны проявляться в поступках, и, чтобы другие люди могли с человеком взаимодействовать, он должен себя позиционировать себя в соответствии с этими качествами. В обратную сторону это тоже работает: с позиции деловой логики, если формируется какое-то дело, цель, то люди под неё будут подбираться с какими-то определёнными качествами и особенностями. Эта связка очень ярко проявлена в обществе. При типировании эту связку можно заметить: там, где есть БЭ, будет что-то связанное с проявлением качеств, поступками, с какой-то объективизацией. И наоборот: там, где есть ЧЛ, обязательно будет что-то, связанное с внутренними качествами людей. Поэтому при типировании мы ищем не просто ЧЛ или БЭ, а ищем проявления именно связки дуальных аспектов. Чаще всего связка ЧЛ+БЭ выглядит как описание поступков/действий или поведения людей (ЧЛ) и их моральную оценку (БЭ). «Если мужчина ведёт себя по отношению к женщине так-то, то это плохо, и он тогда плохой».

Сильная БЭ у писателя Джейн Остин:

«Ей всегда нравились мальчишеские игры — крикет она предпочитала не только куклам, но даже таким возвышенным развлечениям поры детства, как воспитание мышки, кормление канарейки или поливка цветочной клумбы.
Работа в саду была ей не по вкусу, а если иногда она собирала букеты, то делала это как будто назло — так, по крайней мере, можно было заключить, судя по тому, что она обрывала именно те цветы, которые ей запрещалось трогать.
Таковы были ее наклонности.»

Описание внутренних качеств человека, мотивов его поступков, объяснение характера человека в контексте взаимоотношений с людьми.
 
#4

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
155
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
БЕЛАЯ ЛОГИКА
(«СТРУКТУРНАЯ ЛОГИКА») (БЛ)

Субъективный интровертный аспект.

БЛ (субъективная логика, абстрактная логика, логика соотношений) – ориентация на субъективное понимание явлений. Описание смысла, внутренней структуры и механики явлений на основе собственных представлений и категорий. Описывает в большей степени статичные категории.

***

Белая логика также ориентирована на познание мира каким-то разумным способом, на его описание, выявление закономерностей и особенностей. Но если ЧЛ ориентируется на объективный мир, его объекты и цепочки действий, то белая логика опирается в первую очередь на своё субъективное логическое представление обо всём. К абстрактной(белой) логике относятся собственное субъективное понимание, создание абстрактных схем, понятий, абстрактных логических конструкций, выявление неочевидных логических связей между любыми предметами и явлениями. Есть момент, позволяющий различать логики на контрасте: структурная логика всегда статична. На практике этот момент не всегда очевиден, но очень важен для понимания смысла данной логики. Так, ЧЛ динамична, потому что мир изменчив, в нём постоянно происходят какие-то действия и процессы. БЛ статична, т.к. понятие – это не динамичная структура. Белый логик создаёт какое-то понятие, описывает его, говорит как он его понимает. Или берёт какое-то существующее чужое понятие и рассказывает о том, как он сам его понимает, как в контексте общения с ним это понятие следует понимать, и опирается на своё понимание. Это статичное явление, потому что даётся конкретное завершённое понятие.

Вот пример БЛ в связке с ЧС. Славой Жижек (СЛЭ):

«Насилие – не прямая характеристика определённых действий, оно распределено между действиями и их контекстом, между деятельностью и бездействием. Одно и то же действие может считаться насильственным и ненасильственным в зависимости от контекста».

Что есть в данном отрывке? Есть ли тут факты окружающего мира? Есть ли описание объектов окружающего мира? Действий? Нет. Здесь берётся понятие, а далее белый логик даёт своё субъективное логическое определение этому понятию. С точки зрения БЛ важно не само понятие, а его субъективная трактовка.

Белыми логиками выдумываются абстрактные логические конструкции, схемы, и всё это – статичные сущности. На языке абстрактной логики описываются особенности, характеристики и свойства именно статичных объектов.

Приведём пример на контрасте белой логики и чёрной. Допустим, что деловой логик и структурный логик смотрят на одно и то же явление или объект. Деловой логик стремится собрать какие-то объективные данные, факты, узнать какие-то свойства объекта, максимально объективно описывает конкретные проявления этого явления. Он стремится собрать большое количество подтверждённых практикой, опирающихся на реальный опыт данных. Белый логик, когда смотрит на какое-то явление или объект, действует по-другому: он опирается на своё понимание смысла этого явления, даёт абстрактное описание этого явления – в виде схемы, таблицы, модели. Белый логик создаёт такие схемы по поводу чего угодно, сопоставляет эти схемы между собой, находит общее и различное у абстрактных описаний чего-либо.

Вот цитата философа Александра Секацкого (ЛИИ):

«Впервые за многие столетия экзистенциального торжества христианства утратил безусловную достоверность не единичный факт – поколебалась сама почва фактичности. Ведь определение субъекта как экзистенциальная и психологическая основа удостоверения личности относилась к числу самых важных и наиболее надёжных процедур. Поставленная под сомнение презумпция тела опрокидывала вторую посылку аристотелевской силлогистики и первую посылку всей христианской юриспруденции».

Что в данном отрывке? БЛ описывает не реальные факты и последовательность событий, а абстрактные схемы и изменения в понимании различных терминов. Автор вычленяет логические схемы из разных сфер (аристотелевская силлогистика и христианская юриспруденция), находит в них пересечения и с позиции своего субъективного понимания описывает их. БЛ по своей природе ближе к абстрактному «философскому» восприятию всего чего угодно.

БЛ старается выявить некий смысл, схему, механику любого явления. Так, если есть основное явление N, и появляются явления N1 и N2, которые похожи между собой, то деловые логики обычно стремятся описать объективные характеристики каждого явления максимально подробно, составить статистику, найти способы применения, зачастую не приходя к каким-либо выводам об этих явлениях. Белый логик, если это явления одного порядка, будет стремиться создать абстрактную схему, выявить общую механику, составить абстрактное понимание этого явления, через которое уже можно смотреть на его реальные проявления. Если у ЧЛ в приоритете сначала реальные проявления, а потом уже выводы, схемы и абстракции, то в БЛ наоборот: сначала формируется понимание, вычленяется механика этого явления, неочевидные логические связи этого явления с другими подобными или вообще со всем чем угодно. Вообще когда белый логик создаёт или формирует своё понимание и представление об объекте, он описывает именно какую-то схему и абстракцию, и подразумевается, что реальные проявления и факты надо додумать самим, представить и посмотреть самим, как это будет в реальности проявляться.

ЧЁРНАЯ ЭТИКА
(«ЭТИКА ЭМОЦИЙ») (ЧЭ)

Объективный экстравертный аспект.

ЧЭ (объективная этика, этика эмоций) – ориентация на объективные проявления природы человека. Формирование суждений о людях на основе их поведенческих реакций, взаимодействии с другими людьми и группами людей, описание эмоциональных состояний и ситуаций, связанных с другими людьми и часто группами людей.

***
С ЧЭ всё довольно просто, однако в соционике она подверглась мифологизации и кажется чем-то таким странным и непонятным, что нуждается в очень глубоком и объёмно описании. Соционики не могут до сих пор договориться по поводу многих аспектов, хотя для того, чтобы определиться с их трактовкой, достаточно внимательно рассмотреть базис Юнга, ведь они выводятся из него.

Как и белая, чёрная этика также ориентирована на человека, людям с сильной этикой присуще глубокое понимание человеческой природы. Восприятие мира неразрывно с человеком и особенностями людей. Но если БЭ является интровертным аспектом, ориентируется на какие-то внутренние характеристики, качества, отношения и субъективную моральную оценку этих качеств, то здесь этика уже экстравертна, она ориентируется на внешнее проявление человеческой природы. На что же будет ориентироваться ЧЭ, о чём она должна говорить и как это проявляется на семантическом уровне?

ЧЭ отвечает з информацию, завязанную на поведение людей, особенности, связанные с ним, на реакции человека или группы людей, невербальные реакции, сложные эмоциональные состояния и ситуации. У экстравертной этики охват больше, чем у интровертной, поэтому ей от природы свойственно ориентироваться сразу на большие группы людей, и на работу с эмоциональной атмосферой внутри этой группы.

ЧЭ очень чутко отслеживает реакции окружающих людей. Реакции могут быть на всё, что угодно: на человека, на группу людей, на вас лично, на какие-то события, на какие-то действия и явления. Чёрный этик ориентируется на все внешние проявления глубинной индивидуальной природы человека. В отличие от БЭ, ЧЭ в первую очередь смотрит на объективные проявления внутренних особенностей и качеств человека. Также ЧЭ подмечает информацию о распределении внимания человека или групп людей. Чёрному этику свойственна работа с вниманием человека или групп, манипуляция этим вниманием, поскольку это тоже связано с внешними проявлениями. Любой человек, попадая в определённую ситуацию, начинает на что-то реагировать, он думает о каких-то вещах, к любому событию или объекту у него есть некое отношение, которое проявляется не только в самом наличии отношения, но и в самих внешних реакциях человека. Так, если человек вам рассказывает о каком-то событии, явлении, другом человеке, он всегда выдаёт какие-либо реакции, отчасти эмоциональные, отчасти невербальные. Например, если человек рассказывает о делах, ухмыляется сам себе, закатывает глаза, хмурится, у него меняется голос, меняются интонации.

Чёрный этик всю эту информацию считывает в большом объёме и на основе неё формирует представление о человеке, о том, что это за человек, в каком он состоянии, что с ним происходит, почему он так реагирует и на что именно он так реагирует. ЧЭ отвечает на эти вопросы через анализ внешних проявлений. Т.к. ЧЭ ориентируется на внешние проявления, то эмоции и эмоциональный фон – это только часть этих внешних проявлений. Поэтому, когда ЧЭ свели к «этике эмоций», произошла ошибка, которая на долгие годы увела соционику не в то русло, породив системную ошибку в понимании этого аспект у целого ряда авторов.

Экстравертная этика считывает именно невербальные реакции. Говоря о них, нужно сказать о том, что существуют попытки логиков описать чёрноэтические моменты, коими являются книги с описанием значений взглядов, жестов. В них даётся целый справочник по толкованию невербальных проявлений (значение «закрытой позы», «если собеседник посмотрел налево вверх, то он вам врёт» и всё в таком духе). Для сильной ЧЭ такие толкования странны и непонятны, потому что за теми или иными человеческими проявлениями видно ещё множество нюансов. Чёрный этик просто встроен в этот поток, и информации об этой части мира у него больше всего, он в ней лучше всего ориентируется, на неё опирается при взаимодействии с миром. Так, не всегда то, что человек сидит в закрытой позе обозначает, что именно к вам или к данной ситуации он настроен недружелюбно. Есть огромное множество оттенков и нюансов почему человек так себя проявил, в какой момент это произошло, о чём он в этот момент говорил.

К ЧЭ относится информация о сложных эмоциональных состояниях не сколько своих собственных, сколько других людей, потому что ЧЭ ориентирована вовне, на других людей в первую очередь. И сложные эмоциональные состояния - это не просто смех или плач. Любой здоровый человек способен отличить смех от слёз, хорошее настроение от плохого. Чёрный этик видит намного больше нюансов, сложные состояния, которые не обязательно будут проявляться ярко: есть огромное количество сигналов от человека, которые подмечаются чёрным этиком, даже если он этого не хочет. Чёрные этики будут описывать чужие сложные эмоциональные состояния. Если перед вами находится человек, рассказывающий о том, какой он эмоциональный, как он переживает эмоции, то это относится к психософской эмоции и к эмоциональности в бытовом понимании. К этике же данные явления не имеют отношения. Если сводить чёрную этику к эмоциональности, то в соционике получается такая ошибка: белая этика – про качества людей, отношения и глубинную природу человека, а чёрная – про меня, мои эмоции, мою эмоциональность и про то какой я эксцентричный. Из-за этой ошибки появилось огромное количество стереотипов про чёрных этиков.

Соответственно, чем сильнее у человека ЧЭ, тем больше он будет делать акцент на человеке и анализе его поведения, реакций, распределения внимания и каких-то сложных эмоциональных состояниях и ситуациях.

Пример сильной ЧЭ в творчестве Максима Горького, который был чёрным этиком, и никак не ЛСИ, как это считалось в старой соционике:

Работа встала, потому что Яков Боев, косноязычный и кособокий, тоже хочет рассказать что-то рыбье и уже начал, но ему никто не верит, смеются над его измятою речью; он – божится, ругается, сердито сует долотом в воздух и, захлёбываясь злой слюною, кричит, на смех всем:
-Один – чего ни ври – принимают, а как я вам – правду, - ржете, галманы, пострели вас в душу…
Все бросили работу и шумят, размахивая пустыми руками; тогда – Осип снимает шапку, обнажая благообразную серебряную голову, с плешью на темени, и строго кричит:
-Будя, эй! Позвонили, отдохнули, и – ладно!
-Сам завел, - хрипит солдат, поплевывая на ладони.
Оси пристает ко мне:
-Наблюдающий-и…
Мне кажется, что он сбивает людей с работы своими россказнями, имея какую-то цель, но я не понимаю – хочет л он болтовней прикрыть свою лень или дать людям отдых? Перед подрядчиком Осип держится льстиво, низко-поклонно, - «ломает дурака» перед ним и каждую субботу умеет выклянчить у него «на чаишко» для артели.
Вообще, он человек «артельный», но старики его не любят, считают шутом, бездельником и относятся к нему неуважительно, да и молодёжь, любя слушать его болтовню, смотрит на него несерьёзно, с недоверием, плохо скрытым и часто злым.

Ещё один важный момент по поводу БЭ и ЧЭ! Чёрная этика динамична: все реакции, поведения, проявления, взаимодействия с другими людьми относятся к динамичным проявлениям, всё это происходит постоянно, так же постоянно у человека меняется настроение, изменяются реакции, меняются проявления, особенности и характер взаимодействия. Белая этика статична: у человека сформировалось отношение, он его описал, и на этом точка. Оно сменяется каким-то другим отношением, которое тоже можно также описать. Особенности человека, его внутренние качества, предрасположенности, особенности характера – это всё статичные характеристики, которые меняются довольно медленно, или почти не меняются вовсе.

С описанием проявлений связки ЧЭ и БЛ имеются некоторые сложности, поскольку её очень мало в обществе и окружающем мире, и отследить их реальные проявления непросто. Ведь предполагать можно всё что угодно, но когда приходится сталкиваться с реальным человеком, всё становится сложнее, потому что составить своё понимание относительно каких-то аспектов и их проявлений в действительности не сложно, но его нужно соотнести с реальными людьми. Как проявляется данная связка? С позиции ЧЭ есть сбор некой информации о человеке: его текущее эмоциональное состояние, особенности реакций, типичные проявления, характерное поведение. Идёт наблюдение за большими группами людей (т.к. экстравертная этика), в процессе которого происходит анализ общего состояния этих людей, их реакций, особенностей поведения. С позиции БЛ на основании этого формируется общее представление о людях вообще, создаются абстрактные размышления о природе человека через абстрактные логические цепочки.
 
#5

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
155
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
Видео по аспектам:
 
Последнее редактирование:
#6

Медея

Волшебник
Регистрация
17.11.2018
Сообщения
1,884
Симпатии
964
Баллы
265
Адрес
by beautifuldisaster
Offline
спасибо большое за эту информацию! хоть я и увлекаюсь соционикой, но вот в аспектах вечно путалась, а самой искать информацию было лень. так что буду приобщаться, надеюсь, теперь всё станет на места в моей голове :dance2:
 
#7

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
155
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
спасибо большое за эту информацию! хоть я и увлекаюсь соционикой, но вот в аспектах вечно путалась, а самой искать информацию было лень. так что буду приобщаться, надеюсь, теперь всё станет на места в моей голове :dance2:
окей, отлично) я чуть позже ещё добавлю и ссылки к хорошим и информативным роликам с канала "Архетип", что б это как полноценный справочник по соционике выглядел, где можно всё изучить "от" и "до") Так что удачи в изучении)
 
#8

String Theory

Известный критик
Регистрация
23.10.2018
Сообщения
3,867
Симпатии
2,629
Баллы
430
Offline
БЭ (этика отношений, субъективная этика) – ориентация на субъективные оценки природы человека. Формирование суждений о качествах человека, особенностях его характера, мотивов поступков и субъективная оценка всего этого. Субъективные чувства, отношения.
Просто вся моя жизнь :D
окей, отлично) я чуть позже ещё добавлю и ссылки к хорошим и информативным роликам с канала "Архетип", что б это как полноценный справочник по соционике выглядел, где можно всё изучить "от" и "до") Так что удачи в изучении)
О, это будет отлично!

Вообще интересно было почитать, вроде как самое основное уже знаю, но некоторые моменты прояснились в голове))
 
#9

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
155
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
Не поверишь, но и моя тоже :D

Вообще интересно было почитать, вроде как самое основное уже знаю, но некоторые моменты прояснились в голове))
Ну да, у меня примерно также было) Но самое главное, в случае чего - не надо ничего никому объяснять, кинул ссыль и готово хдд

Ролики начну добавлять после того, как хотя бы пару фиков в раздел про к-поп добавлю хдд У меня как раз с сегодняшнего дня много свободного времени))
 
#10

String Theory

Известный критик
Регистрация
23.10.2018
Сообщения
3,867
Симпатии
2,629
Баллы
430
Offline
Не поверишь, но и моя тоже :D



Ну да, у меня примерно также было) Но самое главное, в случае чего - не надо ничего никому объяснять, кинул ссыль и готово хдд

Ролики начну добавлять после того, как хотя бы пару фиков в раздел про к-поп добавлю хдд У меня как раз с сегодняшнего дня много свободного времени))
Фики по к-поп это замечательно! У нас как раз ещё один фанат к-попа зарегался на днях))

По поводу объяснений, дааа, очень удобно будет заманивать новых людей в соционику :spiteful:
 
Сверху Снизу