Соционика | Базис Юнга

#1

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
155
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
Архитектура психологического типа
Рациональные функции

Вернёмся к Юнгу. В Базисе Юнга у нас выделены две основные дихотомии:

Логика (мышление) – этика (чувство);
Сенсорика (ощущение) – интуиция.


Эти аспекты являются противоположными друг другу. Так, если у человека в психике сильной функцией является логика, то этика будет слабой, он будет испытывать в этой сфере трудности, и наоборот: человек с сильной этикой будет испытывать сложности в области логики. В случае с сенсорикой и интуицией происходит то же самое.

Также Юнг выделил две психические установки: экстраверсию и интроверсию; и два класса функций – рациональный и иррациональный. К рациональному классу функций он отнёс логику и этику, и иррациональному – сенсорику и интуицию. Рациональные аспекты склоны к вынесению каких-либо суждений, формулировке неких правил и установок, принципов, а иррациональные воспринимают информацию из мира непосредственно, и так же непосредственно её описывают. У них нет необходимости выносить суждения и умозаключения, иррациональные функции более инстинктивны и спонтанны. Чем сильнее у человека акцентированы иррациональные функции, тем более неупорядоченным и хаотичным со стороны может казаться образ жизни такого человека.

Начнём с рациональных функций. Итак, логика ориентирована на познание мира в целом, в самом широком смысле этого слова, на получение и обработку каких-то объективных данных, наблюдение за объектами и явлениями, формирование своих представлений о мире, а также выявление закономерностей. Важно подчеркнуть, что логики ориентированы на некую задачу, то есть, логик любое своё действие в мире или жизни воспринимает как цель или задачу. Например, если у логика есть задача, которую необходимо выполнить, он может простроить логическую цепочку, путь к достижению цели, сформировать свои представления об этой задаче и о том, как её можно было бы достигать. Логика – это установка психики на то, чтобы считывать законы, закономерности и данные о мире и формировать свои представления о мире и законах, по которым он устроен, о мироздании в целом, о более конкретных явлениях. Однако, глубина понимания этих явлений, собственных представлений об этих явлениях будет личностной характеристикой, сильно зависящей от уровня интеллекта. Важно помнить, то уровень интеллекта – это индивидуальная черта. Так, не любой человек с сильной логикой будет великим математиком или изобретателем, но психика всё равно будет настроена на обработку объективных данных о мире. Логики людей будут воспринимать как объекты, которые можно описать с помощью каких-то более-менее объективных закономерностей или с помощью своих представлений, ориентированных на описание закономерностей мира вообще. Как правило, логики испытывают проблемы в понимании природы людей, потому что они пытаются понять человека также, как они пытаются понять человека точно так же, как они пытаются понять устройство, например, магнитофона. В этом заключается их ключевое отличие от этиков. При соционическом типировании все эти моменты видны в речи и в том, как человек смотрит на мир, что он может о мире рассказать. Именно логики придумывают логические схемы и концепции для описания человека и его поведения, просчитывают алгоритмы поведения людей. В психологии и массовой культуре имеется гигантское количество такой информации: от курсов и тренингов по алгоритмам общения, заведения знакомств («нетворкинг») и успешных выходов замуж за 30 дней до целых разделов психологии, которые построены на сугубо логических концепциях понимания человека. Соционика, кстати, полностью построена на логике – начиная от Модели А как модели психики и заканчивая интертипными отношениями (ИТО) как набор взаимоотношений людей. Это попытка логиков хоть как-то упорядочить всё то, то происходит между людьми :)

Слабая этика у логиков может и не доставлять им особых проблем: многие логики этих проблем попросту не замечают, либо не придают им значения, пока не случится нечто неожиданное и неприятное, чего логик ну никак не ожидал от другого человека. А рядом всё это время был этик, который прекрасно видел назревающую проблему во взаимоотношениях этих людей. Слабая этика также может проявляться и в постоянных сложностях в создании и построении отношений с другими людьми – логик от природы хуже понимает других людей и подсознательно ожидает, что к нему будут подстраиваться. Когда этого не происходит, может возникать довольно серьёзная фрустрация. Особенно если это, например, семейная пара из двух логиков.

А то же такое этика? Этика – это очень глубокая ориентация психики на природу человека. С позиции сильной этики очень сложно воспринимать какие-либо объекты или явления внешнего мира в отрыве от человеческой природы: всё в мире рассматривается в контексте человека, его особенностей, индивидуальных характеристик, качеств, поведения, собственной оценки всех этих качеств. Как рациональный аспект этика выносит суждения о людях, их особенностях, индивидуальных характеристиках, качествах, особенностях поведения, невербальных появлениях, обо всём, что связано с людьми. Человек с сильной этикой автоматически воспринимает из мира очень много информации, связанной с людьми. Как правило, этики от природы хорошие психологи, потому что этика так устроена, что они способны разобраться в этой информации и формировать свои сложные суждения, сложные представления (как сильная функция) о человеке как таковом. Есть стереотип, что этика – это месиво чувств и эмоций, и этик живёт чувствами, порывами, симпатиями. Эти стереотипы не соотносятся с теорией, потому что этика – рациональная функция, склонная выносить суждения. Если сказать простым языком, то этика – это логика, но про людей. Как правило, у этиков все наблюдения о людях сформированы в определённую структуру, некую мировоззренческую парадигму. Так, они могут чётко и стройно рассказывать о людях и их особенностях, об их поведении и мотивах: почему человек себя в некой ситуации повёл определённым образом, какие у него были мотивы, к чему такое развитие ситуации может привести, какие особенности взаимодействия у этого человека с другими людьми, с какими людьми, с какими людьми он поладит, а с какими нет, с кем он в каких отношениях находится, почему эти отношения сформировались именно таким образом, как на эти отношения можно повлиять и т.д. В таком рассказе будет большое количество чётких, конкретных, сформированных суждений, правил, которые будут касаться человеческой природы. Как видит мир этик можно узнать из произведений всемирно известных писателей – например, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Джейн Остин, Стефан Цвейг. Если этик становится писателем, то он обязательно будет писать о людях, потому как психика у этиков от природы устроена так, что на протяжении жизни она накапливает и постоянно подмечает огромное количество информации о людях и их внутренних особенностях. Сравните с произведениями логиков – например, Джек Лондон, Агата Кристи, Артур Конан Дойл. Логики подобно описывают события, предметы, места, приключения, а характеры и внутренние качества персонажей не занимают у них в повествовании так много места, как у этиков.

У этиков слабая логика – это значит, что в вопросах объективного познания мира они порой могут испытывать некоторые сложности, когда нужно абстрагироваться от «человеческого фактора». Люди у этиков всегда в центре внимания, а у логиков – наоборот, сильнее ориентация на задачу.

Иррациональные функции

Переходим к иррациональным функциям. Сенсорика – это ориентация психики на информацию, поступающую от органов чувств, ориентация на реальные объекты физического мира. Сенсорик живёт в абсолютно реальном, осязаемом мире. Сенсорное восприятие можно проиллюстрировать таким образом: в реальном мире есть доска, которую можно потрогать, описать свои ощущения от неё, рассказать о фактуре (гладкая она или шершавая), о её цвете, качестве, прочности; что с ней можно сделать, как на неё можно повлиять, воздействовать (распилить, приколотить, сломать, бросить, использовать где-либо). Так как аспект иррациональный, то информация воспринимается непосредственно: мы непосредственно ощущаем объекты, непосредственно пытаемся описать свои ощущения от этих объектов, возможное влияние на эти объекты и взаимодействие с ними. У сенсорика в центре внимания реально существующие материальные объекты, ему тяжело оторваться от такого восприятия и выдумать нечто совершенно необычное из ничего. От природы сенсорик лучше ориентируется в материальном мире, больше полагается на проверенное и привычное. Сенсорики лучше, чем интуиты, чувствуют сигналы своего тела. В тенденции, сенсорикам легче тренировать свою физическую ловкость. Сенсорики отличаются большей бытовой практичностью, чем интуиты, для сенсориков в тенденции важнее материальная обеспеченность. Сенсорики в тенденции менее любознательны, чем интуиты, сенсорикам доставляет большее удовольствие материальный мир. Фантазия и воображение сенсориков отличаются гораздо меньшим уровнем абстракции, чем у интуитов. Сенсорикам сложнее отказаться от привычного и в тенденции они более консервативны, чем интуиты. Сенсорики в меньшей степени нуждаются в новизне, чем интуиты, могут продолжительное время заниматься примерно похожими видами деятельности (или одним и тем же 10 – 20 и более лет) и не испытывать от этого каких-либо неудобств.

У интуитов в тенденции потребность в новизне значительно сильнее, выше любознательность, выше потребность в изменениях. У интуитов в тенденции больше, чем у сенсориков, абстрактных интересов и увлечений, не нацеленных на какую-либо материальную пользу. Интерес и новизна для интуита часто ценны сами по себе – ради этого они спокойно могут пренебречь материальной и бытовой частью жизни, что для сенсориков может показаться глупостью. Например, интуит может спокойно отказаться от престижной высокооплачиваемой работы, чтобы полностью посвятить себя написанию картин и почти не иметь никакой прибыли от этого занятия. Интуит-бизнесмен (речь о гамийских логиках) спокойно продаёт стабильный высокодоходный бизнес, потому что ему больше не интересно им заниматься, и предпочтёт начать новое направление с неопределённым будущим с нуля, потому что это интереснее. Сенсорик в тенденции предпочтёт материальную стабильность. Для сенсорика лучше скучная, но стабильно оплачиваемая работа, нежели занятие интересным для себя творчеством при сомнительных заработках и неясных перспективах.

Интуиция тоже является иррациональным аспектом, она непосредственно воспринимает бессознательные сигналы. Но если в случае с логикой, этикой, и сенсорикой мы можем описать, на какие именно сигналы и какую информацию от мира и от себя мы опираемся, то с интуицией по-другому. Так, интуиция – это ориентация психики на неосознаваемые сигналы от мира. Это способность человека считать какую-то информацию из мира, которую нельзя наглядно показать, чётко описать и сформулировать. Эту информацию нельзя предсказать или обосновать логически, она может не подтверждаться никакими объективными данными. Это информация, которая приходит человеку, минуя рациональное восприятие. Человек может что-то почувствовать и в соответствии с теми сигналами, которые непосредственно воспринимаются, он может изменять своё поведение, реакции и общее взаимодействие с миром. Так как функция иррациональная, то информация воспринимается в обход рационального мышления, и, опять же, в обход рационального сознания выдаётся общий итог. К интуиции относится всё, что связано с предчувствиями, предсказаниями, странными образами, символами, знаками, миром идей и фантазий. К интуиции относятся идеи и фантазии в чистом виде, которые не связаны напрямую с людьми (этика) или данными из мира (логика), с материальными объектами или ощущениями от объектов (сенсорика). Например, можно посмотреть на человека и предчувствовать опасность, грядущие события. Бывает, что ничто не предвещает беды, но человек почему-то чувствует опасность и пытается избежать её, хотя объективных данных для беспокойства нет: все окружающие люди надёжные (с позиции этики), обстановка спокойная, с позиции сенсорики всё стабильно, но с позиции интуиции можно считать тревожные сигналы. Саму информацию описать конкретно сложно, поэтому почти всегда она описывается в виде странных загадочных и смутных образов, в которых напрочь отсутствует какая-либо конкретика. Когда интуит что-то описывает, он ходит вокруг да около, и все его описания будут только попыткой почувствовать или предчувствовать. Как у Юнга сенсорика называлась ощущением, так интуицию можно было бы назвать предчувствием. Сенсорика – конкретное ощущение от объекта или сенсорной ситуации, а интуиция – предчувствие, то, что ощущается до этого чувства.

Например, интуиту нужно быть на таком-то мероприятии в 15 часов. Но с утра он чувствует, что торопиться не нужно – хотя для этого нет никаких объективных предпосылок, это просто смутное тонкое ощущение. В итоге интуит опаздывает на час, но оказывается как раз вовремя, т.к. мероприятие задержалось ровно на это же время.

Либо, например, интуит собирается ехать в другой город по каком-то важному делу, идёт на вокзал, и по пути видит рекламный плакат с изображением какой-то птицы. И тут в этот момент ему непонятно откуда приходит озарение: в поездке у него ничего не получится и он вернётся ни с чем. В итоге данное предположение подтверждается.

У интуитов в течение жизни накапливается много подобных случаев. Похожие вещи, конечно же, порой происходят и с сесориками, но существенно реже и с меньшей точностью, а для многих интуитов подобные озарения и предчувствия – обыденность.
 
#2

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
155
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
Интроверсия – экстраверсия

Перейдём к психическим установкам. Эти установки можно применить как к психике человека в целом, так и к конкретным функциям. Каждая из психических функций может быть ориентирована вовне и внутрь. Из-за этой ориентации и получается 8 аспектов.

(каждый макроаспект, будь то логика/этика/сенсорика/интуиция делится на два микроаспекта:

экстравертная «чёрная» логика (ЧЛ, ) и интровертная «белая» логика (БЛ),
экстравертная «чёрная» этика (ЧЭ, ) и интровертная «белая» этика (БЭ),
экстравертная «чёрная» сенсорика (ЧС, ) и интровертная «белая» сенсорика (БС),
экстравертная «чёрная» интуиция (ЧИ, ) и интровертная «белая» интуиция (БИ)

Т.е. любой «чёрный» аспект – экстравертный,
Любой «белый» - интровертный).

Их особенности мы можем описать, ориентируясь на Базис Юнга. Например, мы уже описали логику как таковую, и, подставляя экстравертную или интровертную установки, ориентацию на внешнее или ориентацию на внутреннее, мы можем описать две разные логики – экстравертную и интровертную. В зависимости от психической установки, в соционике принято рассматривать 8 экстравертных и 8 интровертных типов.

Экстраверсия – это ориентация психики во вне. Если у человека экстравертная установка, то он испытывает большую необходимость во взаимодействии с вешним миром. Во внешнем мире существует множество объектов, происходит много событий, и человек с экстравертной установкой воспринимает себя как часть этого мира, и как одного из этих объектов. Для экстраверта характерен энергозатратный образ жизни, ведь из-за ориентации вовне человек ощущает необходимость активно проявляться и «отдавать» себя миру. Экстраверты, как правило, более общительны, нуждаются в большом количестве впечатлений, у них в тенденции много социальных взаимодействий. Но бывают экстраверты и более спокойные, поскольку общительность/необщительность от экстраверсии/интроверсии зависит косвенно, сами по себе это личностные характеристики. Общительность и необщительность в большей степени относятся к общепринятому представлению об экстраверсии и интроверсии по Айзенку, у Юнга это только психологические установки. Экстраверт может быть и необщительным, но ему всё равно нужно активное взаимодействие с внешним миром. Так, есть люди, которые в одиночестве идут в поход в горы на месяц. Они находятся в абсолютном одиночестве, но при этом активно взаимодействуют с внешним миром, набирают впечатления, их жизнь наполнена различными событиями. Даже если экстраверт сидит в какой-то компании, скрестив руки на груди и молчит, он всё-таки будет ориентирован на внешний мир, будет чётко отслеживать, какие события происходят вокруг него. Даже по тому, как такой человек себя держит, можно увидеть, что это тихий, спокойный и замкнутый экстраверт, обращающий внимание на внешний мир. У экстраверта отсутствует отделение себя от внешнего мира: я и есть часть внешнего мира.

Интроверсия – ориентация психики внутрь. Люди с интровертной установкой ведут энергосберегающий образ жизни, очень чётко отделяют себя от внешнего мира: есть я и есть всё остальное. Если спросить людей с разными психическими установками о встрече с друзьями или походе на концерт, то экстраверт будет рассказывать о том, что происходило вокруг него и почти ничего не расскажет о себе (я – часть событий), а интроверт будет чётко разделять себя и внешний мир. Описывая какие-либо события, интроверт будет в первую очередь говорить о том, что он переживал, то он чувствовал в этот момент, как он видит произошедшее (я – отдельно, внешний мир – отдельно). Интроверты описывают в первую очередь свою субъективную реальность и свои внутренние переживания, а события внешнего мира – уже во вторую очередь.

Видосио:

3 способа определить ИНТРОВЕРТА:
Как отличить зеркальщиков. Интроверсия и экстраверсия:
Стратегия интровертов. Сьюзан Кейн. Амбиверсия:
КТО считает себя ИНТРОВЕРТОМ? Соционика и психология:
Это нужно знать всем интровертам:

Рациональность – иррациональность.

Теперь поговорим про рациональный и иррациональный классы функций. У нас есть функции рациональные, которые выносят суждения (логика и этика ), и иррациональные, которые воспринимают непосредственно (сенсорика и интуиция ). В соционике людей принято рассматривать как рационалов и иррационалов, и сами эти классы рассматриваются как дихотомия. Однако это очень условное разделение, данный признак не всегда проявлен ярко. Проявления рациональности/иррациональности у людей очень сильно зависит от расположения функций в Модели А, от их индивидуального наполнения и индивидуальных акцентов. Если говорить в общих чертах, то рционалы, из-за того, что их самые сильные функции выносят суждения, склонны к более упорядоченному образу жизни. Иррационалы – к более хаотичному. Как правило, рационалы более последовательны и стабильны, их психика склонна жёстко фиксироваться на каких-либо явлениях, объектах, происшествиях. У иррационалов психика более подвижная, восприимчивая, гибкая, поскольку настроена реагировать непосредственно на то, что происходит вокруг. В отличие от рационалов, представители иррациональных типов обладают более высокой стрессоустойчивостью.

Рационалу легче заранее настроиться на какой-либо план, договорённость и следовать ему. В случае внезапных изменений рационалу требуется некоторое количество усилий (и нервов), чтобы перестроиться и приспособиться под изменившуюся ситуацию. Иррационалы в случае изменения ситуации перестраиваются быстрее и более гибко.

Возможно, вы читали это уже где-либо, поэтому нам стоит заметить, что у реальных людей данная дихотомия может весьма сильно сглаживаться или вовсе «плыть». Всё зависит от индивидуального баланса функций. Например, возьмём рациональный тип ЛСЭ «Штирлиц». Традиционно он считается очень стабильным, последовательным и «рациональным» в бытовом понимании этого слова, однако же нам встречались ЛСЭ, у которых акцентированы иррациональные функции (особенно ЧИ ), тогда данную дихотомию при типировании можно попросту выбросить: перед нами стопроцентный экстравертный логик-сенсорик из Дельты, но его жизнь это полный хаос, попытки как-либо себя упорядочить ни к чему не приводят. В старой соционике это никак не объясняется. То же самое может наблюдаться у любых других типов: ЛИЭ «Джек Лондон» при усилении иррациональной творческой БИ «превращается» в бытовом поведении в иррационала, а иррациональные типы, наоборот, могут проявлять бОльшую последовательность при акцентуации рациональных функций – в первую очередь логики.

Рациональные аспекты

Поговорим об аспектах подробнее. Это одна из самых важных тем в соционике, от её трактовки, понимания, от умения распознавать аспекты в текстах и речи зависит дальнейшая точность типирования и успешность применения соционики в жизни.

Что такое аспекты? Это деление информации, доступной человеку, на 8 частей по смыслу. Изначально аспектов как таковых не было, всё началось с Базиса Юнга и его дихотомий. Однако в Базисе Юнга помимо логики, этики, сенсорики и интуиции есть такие характеристики, как рациональность/иррациональность, экстраверсия/интроверсия. Аспекты получаются при соотнесении этих характеристик с дихотомиями. Так, логика и этика относятся к рациональному классу функций, а сенсорика и интуиция – к иррациональному. Далее, эти функции делятся ещё на экстравертные и интровертные, и так мы получаем 8 аспектов.

Каждый аспект достаточно обширный и многогранный, его можно рассматривать с разных сторон. Опишем аспекты в целом, чтобы не сводить деловую логику только к бизнесу или чёрную этику только к эмоциям, как это опрометчиво сделано в старой соционике.

Продолжение в теме "Аспекты"
 
#3

String Theory

Известный критик
Регистрация
23.10.2018
Сообщения
3,867
Симпатии
2,629
Баллы
430
Online
Слабая этика у логиков может и не доставлять им особых проблем: многие логики этих проблем попросту не замечают, либо не придают им значения, пока не случится нечто неожиданное и неприятное, чего логик ну никак не ожидал от другого человека. А рядом всё это время был этик, который прекрасно видел назревающую проблему во взаимоотношениях этих людей.
Ой да, мне кажется, так и внутри взаимоотношений логика с этиком может быть. Вот у меня была такая ситуация в отношениях с логиком, когда я понимала, что наши отношения идут на дно, а он и не замечал ничего. Более того, он даже не понял, почему мы расстались :D


Интроверсия – ориентация психики внутрь. Люди с интровертной установкой ведут энергосберегающий образ жизни, очень чётко отделяют себя от внешнего мира: есть я и есть всё остальное. Если спросить людей с разными психическими установками о встрече с друзьями или походе на концерт, то экстраверт будет рассказывать о том, что происходило вокруг него и почти ничего не расскажет о себе (я – часть событий), а интроверт будет чётко разделять себя и внешний мир. Описывая какие-либо события, интроверт будет в первую очередь говорить о том, что он переживал, то он чувствовал в этот момент, как он видит произошедшее (я – отдельно, внешний мир – отдельно). Интроверты описывают в первую очередь свою субъективную реальность и свои внутренние переживания, а события внешнего мира – уже во вторую очередь.
Вот вроде бы базис, а об интроверсии с такого бока я как-то и не задумывалась, а ведь правда так и есть, по крайней мере в моем случае))

Лиза, спасибо большое за проделанную работу! :give_heart:
И отдельное спасибо за видюшки, потом их посмотрю и по ним ещё отпишусь)))
 
Сверху Снизу