Соционика | "Природа соционического типа" и "Что же всё-таки относится к типу?"

#1

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
144
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
Природа соционического типа

Сто лет назад выдающийся швейцарский психолог и психиатр Карг Юнг сделал чрезвычайно важное открытие – он обнаружил и дал описание психологических типов. По сути, Карл Юнг стал основателем не только своей типологии, но также и соционики.

Любой проницательный и наблюдательный человек, особенно занимающийся психологией, так или иначе отмечает для себя в течение жизни, что многие люди, не являющиеся ни родственниками, ни даже знакомыми между собой, проявляют чрезвычайно схожие черты. Они похоже одеваются, говорят похожие фразы, разделяют очень похожие жизненные принципы, имеют похожие интересы – они порой и внешне похожи вплоть до мимики и интонаций. В некоторых случаях причиной этой частичной схожести является соционический тип.

Вообще попытки систематизировать людей по каким-либо признакам известны с давних времён: если брать психологию, то начиная с темпераментов по Гиппократу и заканчивая различными типологиями в современной психологии вроде Большой Пятёрки или более глубоких типологий акцентуаций характер по Леонгарду, Ганнушкину, Личко. А если обратиться к другим «ненаучным» знаниям о человеке, то многие типологические черты мы находим в мифах, астрологии, картах таро, древних трактатах. Например, индийские касты во многом напоминают описания соционических квадр, а в картах таро многие архетипические образы очень хорошо ложатся на те или иные ключевые характеристики соционических типов. Все эти совпадения не случайны, они лишь показывают, что множество психологических параметров, сегодня известных в соционике, существовали раньше и наблюдались многими людьми задолго до возникновения психологии как таковой.

До 20 века не было такой концепции, которая смогла бы наиболее системно и целостно сгруппировать эти черты и дать описание психологическим типам людей. На наш взгляд, Юнг предложил наиболее удачный и перспективный способ классифицировать психологические типы людей. Преимущество его типологии (а позже и возникших на её основе соционики и психософии) состоит в том, что она охватывает психотипы всех людей, а не только самые часто встречающиеся, которые описаны в традиционной психологии ввиду их большей наглядности и широкой представленности в обычном социуме.

Психологические типы, судя по всему, существуют так же долго, как и сам человек как биологический вид. И знания об этих типах хаотично собирались в различных областях на протяжении веков – как в рамках науки, так и в художественной культуре, мифах и легендах. Наиболее талантливые и наблюдательные писатели всех времён, сами того не зная, часто описывали в своих произведениях ярких представителей тех или иных соционических типов или квадр. Многие выдающиеся умы подобрались к описанию 16 соционических типов чрезвычайно близко, и рано или поздно эти типы были бы всё равно найдены, но их первооткрывателем был Карл Густав Юнг в начале неспокойного и переломного 20 века. Кстати говоря, в своё время (да и сегодня тоже) открытие Юнга не было по достоинству оценено в полной мере. Юнга знают прежде всего как психотерапевта и основателя аналитической психологии, а типология Юнга – лишь небольшой побочный раздел в рамках университетского курса психологии. А ведь именно соционика как прямое следствие типологии Юнга с соционическими типами и 4 квадрами, по сути, обобщает и систематизирует многовековой опыт изучения человека как такового. Веками люди составляли философские системы, художественные направления, психологические и социальные концепции, духовные и культурные традиции и многое другое – но ведь каждый создатель чего-то выдающегося был представителем одного из 16 психологических типов, и соционика позволяет системно взглянуть практически на любое знание о человеке. Соционика в этом плане претендует на то, чтобы стать универсальным гуманитарным знанием. Я убеждён в том, что соционика должна преподаваться как отдельная дисциплина на любом социально-гуманитарном направлении высшего образования, но для начала нужно провести основательную ревизию тех представлений и концепций, которые накопились в соционике за 40 лет её существования. Подобную ревизию мы проводили и проводим в ходе живой практики – смотрим, что работает, а что нет. И рассказываем об этом.

Верное определение соционического типа – очень важный и, пожалуй, ключевой момент в соционике. В популярной соционике и соционической «тусовке» создано множество мифов и легенд по поводу типов, их проявлений, сложились некие описания и псевдообразы для каждого типа. На соционический тип возлагается слишком много ожиданий и слишком много ответственности. Поэтому очень важно с самого начала развести какие-то сугубо личностные моменты, качества, характеристики и ТИМные проявления. Необходимо обозначить границы и рамки типа. Чтобы не возникло путаницы, мы должны ответить на вопросы: «Что такое тип?», «Где он в психике располагается?», «Как его найти и обозначить, отделить от личностных особенностей?».

Начнём с того, что большинство людей начинает заниматься соционикой, исходя из какого-то практического запроса:

– Желание разобраться в себе, ответить на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «Почему я такой?».
– Стремление узнать о своих слабых и сильных сторонах («Чем я могу заниматься?», «Что у меня будет получаться лучше или хуже?», «В чём я буду более успешен?»).
– Ключевой запрос: стремление разобраться в отношениях с людьми. Понять, почему отношения с людьми складываются определённым образом, как эти отношения можно наладить и изменить в лучшую сторону, как вообще понять другого человека, как найти партнёра или наладить уже существующие отношения.

Как правило, проблема, которая волнует человека, пришедшего в соционику, касается какой-либо из этих сфер, а иногда и всех сразу. Из-за потребности разрешить назревшие проблемы, человеку очень хочется быстро прочитать материалы по соционике, какие-то определения типов, и тут же начать её применять. Из-за популярности соционики у многих возникло ложное впечатление, что соционика – это просто, что типировать может научиться каждый, что её очень легко применить в своей жизни. Соционику действительно можно применять, ей действительно можно научиться, и она может помочь разобраться во всех этих сферах и ответить на очень многое в ваших вопросов, но здесь очень важно не торопиться и разграничить соционику и всё остальное. Из-за того, что люди торопятся применить соционику, не разобравшись в теории, возникает путаница. И эта путаница на протяжении почти двух десятков лет «интернетного» периода соционики успела умножиться многократно и во многом укорениться в массовом сознании социоников-любителей.

На самом деле, всё довольно просто! Наверняка многие из вас читали паблики или какие-то форумы по соционике, популярные статьи или описания типов. У каждого из 16 соционических типов есть достаточно популярные описания от разных авторов, есть разные варианты этих описаний, какие-то более подробные, какие-то более краткие. Что же у нас получается со семи этими описаниями? В них очень часто преобладают какие-то личностные особенности, потому то эти описания пишутся с реальных людей. Как это происходит? У соционика, который писал эти описания, в окружении есть несколько человек, которых он посчитал представителями определённого типа. Он вспоминает этих людей, ищет у них более-менее общие черты и описывает их как ТИМные признаки. Такие описания могут очень сильно запутать человека, решившего изучить соционику.
 
#2

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
144
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
Для примера возьмём типы Есенин, Штирлиц, Джек, Дюма. Что написано в описании Есенина? Там рассказывают, что Есенин – это такой замкнутый, очень спокойный человек, обязательно лиричный и очень эмоциональный. Есенин любит музыку, интересные книги, погружаться в себя, в свои фантазии. То есть, описывается очень ранимый человек, испытывающий тягу к творчеству, любит рисовать или писать стихи. По описанию вырисовывается более или менее творческая личность. По большему счёту, описывается определённый характер, личные особенности. Что говорится далее? У Есенина всё обязательно очень плохо с работой, ведь они мечтательные и занимаются творчеством. Если говорить о других типах, то Джеки обязательно очень успешные бизнесмены, у них в жизни всё замечательно. Представители типа Дюма обязательно любят готовить, они очень заботливые: почти Есенины, только более приземлённые. Штирлицы описываются как строгие ребята, которые всех «строят» и заставляют работать, а Есенины считаются мягкими и податливыми людьми, которые не могут постоять за себя и быть практичными.

Так вот, в описаниях типов превалируют:

– характер;
– личные особенности;
– поведение;
– внутренние моральные качества;

Практически во всех источниках типы описываются с точки зрения очень конкретных личностных характеристик.

У нас есть очень плохая новость для любителей популярных описаний: все эти личностные моменты к типу отношения НЕ ИМЕЮТ. Соционический тип, хотя и вносит некоторые корректировки в проявления личностных особенностей, не обязывает человека к какому-либо ни к какому-либо характеру, ни к определённому поведению. Так, если сводить проявления типа к характеру, то все Есенины обязательно будут «душками», а все «душки» по определению являются Есениными. Приходя к таким выводам, мы отходим от соционики, забываем её основы и правила, и соционика становится лишь способом обозначать личностные особенности – только тогда непонятно, почему их должно быть всего 16, если многообразие личностей и характеров значительно шире.

Нам встречаются представители типа Штирлиц, которые пишут стихи, занимаются творчеством, и у них внезапно не ладится с работой. При этом они эмоциональные (особенно девушки), мечтательные и несобранные. Джеки тоже не обязательно бывают работягами. У представителей любого типа могут быть проблемы с работой по разным причинам. Нам встречались реальные представители этих типов, которые сидят дома, ленятся и не имеют каких-либо признаков социального успеха, которые им «положены» в соционических описаниях. Если они ещё и эмоциональны и любят творчество, то их вполне можно считать «Есениными». Работы нет, мечтательный, пишет стихи – ну каноничный же Есенин, разве нет?

Не следует забывать и про такой параметр, как уровень интеллекта. Мы можем встретить Джека, у которого не очень высокий уровень интеллекта, и такому представителю типа будет сложно реализоваться как каноничному Джеку из описаний. Однако он может найти себя в какой-то простой профессии, в которой он всё равно сможет реализовать свои сильные функции.

Так, человек может реализовывать свой тип, но то, как именно этот тип будет проявляться, какой характер и внутренние качества будут у самого человека, как он будет себя вести, зависит от индивидуального наполнения типа и вешних факторов: окружения, воспитания. Все люди очень разные. Так, например, один представитель типа Джек воспитывался и рос в неблагополучных условиях, не имея возможности получить достойное образование. Другой представитель этого же типа воспитывался и рос в благополучной успешной семье и ходил в элитные учебные заведения. Согласитесь, что это будут разные люди, даже при одинаковом соционическом типе. Даже если мы возьмём 10 представителей одного типа, некоторые из них будут иметь схожие черты, но это всё равно будут разные люди с точки зрения индивидуальности. Бывают представители одного типа до такой степени разные, что очень сложно поверить, что у этих людей один соционический тип. Но если смотреть именно на соционические признаки, то всё будет понятно, и картинка будет складываться. Ориентация же на личностные характеристики может запутать при типировании. Например, известный певец Виктор Цой и политик Владимир Жириновский с точки зрения соционики представители одного и того же соционического типа ЛСЭ Штирлиц. По темпераменту, поведению и роду занятий это люди абсолютно разные. Но психические функции у них сильны одни и те же: экстравертная логика (ЧЛ) + интровертная сенсорика (БС). Подобное утверждение может разорвать привычный шаблон человеку, который в десятках старых книжек по соционике читал про Гамлета-Жириновского и привык к типированию по поведению. В таком случае самое сложное – это абстрагироваться от такого способа и сознать, что соционический тип может иметь множество вариантов в поведении. Конечно, есть похожие по поведению «тождики», но бывает и наоборот, как в приведённом выше примере.

Если говорить об ИТО, то здесь тоже возникает путаница. ИТО часто сводится к межличностным отношениям. В этом случае возникает такая логическая цепочка: если я хорошо общаюсь с этим человеком, значит, он близкого мне типа, дуал или, как минимум, соквадренник. Если общение не складывается, значит, этот человек мне конфликтёр. А ИТО лежат в несколько другой плоскости и они составляют лишь часть того, что происходит между людьми. Осознанный уровень личности никто не отменял, и одни и те же интертипные отношения со стороны (и изнутри) могут выглядеть и чувствоваться по-разному.

Так, если мы соционический тип сводим к личностным качествам, а интертипные отношения к межличностным отношениям, то возникает вопрос, зачем нам соционика и где во всём этом соционика? Для описания личностного – соционика не требуется – для этого есть традиционная психология и художественная литература. Соционика лежит глубже, в другой плоскости, она работает с психикой немного в другом разрезе, и она показывает другие неочевидные признаки, в которых нужно разбираться, в которые нужно вникать. После изучения соционики возникает другой взгляд на себя, на окружающих, на процессы, происходящие в обществе.
 
#3

Anna Cortez

Затейник
Регистрация
20.11.2018
Сообщения
1,390
Симпатии
144
Баллы
115
Адрес
by Yogueta
Offline
Итак, что же всё-таки относится к типу?

Соционический тип обозначается аббревиатурой ТИМ. Как она расшифровывается? ТИМ – это тип информационного метаболизма. Он представляет собой структуру, которая находится внутри психики человека. Соционический тип – только часть психики, ведь в психике присутствуют и другие различные структуры и другие функции (память, внимание, восприятие и т.д.). Структура, которую мы обозначаем как ТИМ, отвечает за взаимодействие человека с информацией.

Вокруг нас всегда присутствует колоссальной количество информации. Мы воспринимаем и обрабатываем её различными способами на осознанном, автоматическом и бессознательном уровне. К примеру, информацию обрабатывают 5 органов чувств: слух, зрение, осязание, вкус, обоняние. Мы можем описывать предметы вокруг нас, и все наши описания будут касаться какой-то определённой сферы информации: мы можем описывать технические характеристики предмета, его внешний вид, нашу личную симпатию, нравится или не нравится нам этот предмет. Если в помещении находятся люди, то мы можем считывать различную информацию о них. Кто-то будет обращать внимание на внешний вид, кто-то расскажет о своих симпатиях к этим людям, кто-то обратит внимание на то, в каком состоянии находится человек, будет высказывать предположения о его переживаниях, обращать внимание на то, как человек себя ведёт и как реагирует на различные явления.

Это всё происходит потому, что мы изначально встроены в информационные потоки, которые делятся на 8 информационных аспектов. И соционический тип отвечает именно за особенности восприятия, обработки и выдачи информации. Он отвечает за то, какую информацию мы в первую очередь воспринимаем из мира, в каком количестве и как хорошо обрабатываем.

Сразу предупреждаем, что примеры, которые мы будем приводить, порой сильно утрированы для большей наглядности! Итак. Кто-то очень хорошо разбирается в людях, хорошо ориентируется во взаимодействии с ними и их особенностями, и эти способности являются у него врождёнными. Специально он может ходить получать образование, делать карьеру, но от природы он хорошо ориентируется в людях. У кого-то наоборот: человек с лёгкостью добивается успехов в карьере, но постоянно обжигается в том, что касается людей – подбирает нерадивых сотрудников, доверяется не тем людям и часто совершает ошибки в отношениях. Есть люди, которые могут попробовать тортик из магазина, и потом с лёгкостью расскажут об ингредиентах, из которых торт сделан, чего в нём, на их взгляд, не хватает, и даже смогут воспроизвести этот торт без наличия точного рецепта. И это тоже взаимодействие с миром на уровне информации.

То есть, какую-то информацию мы обрабатываем в большом количестве и легко её осваиваем, а какая-то воспринимается с трудом. Сложности и проблемы в этой области – это уровень информации. Тип информационного метаболизма нам не сообщает ничего о том, какой перед нами человек, какие у него личностные особенности. Умение различить вкусы тортика не говорит нам о его характере и поведении. Если человек хорошо ориентируется во взаимоотношениях с людьми, это не значит, что он будет со всеми милым и обходительным! Он просто будет хорошо ориентироваться во взаимодействии с людьми. Он может намеренно портить отношения, с какими-то людьми вести себя достаточно резко с общепринятой точки зрения. Скажем так, манипулировать людьми ему легко, и для достижения своих целей он может в этой сфере проявлять себя по-разному. Так, способность человека разбираться во взаимодействии с людьми нам ничего не сообщает о его характере, моральных качествах, умственном потенциале. Человек, ориентирующийся в людях, может быть очень умным и может иметь докторскую степень. Как мы упоминали выше, уровень интеллекта никак не связан с типом. Есть старый и очень глупый соционический стереотип о том, что логики обязательно умные, а этики – глупые. Надеемся, что вам не нужно подробно объяснять, что это всего лишь стереотип.

Стоит также отметить, что любой человек может быть творческим, но характер этого творчества будет связан с типом информационного метаболизма. Это к слову о другом соционическом стереотипе про обязательно творческих интуитов и не-творческих сенсориков. Кто-то лепит фигурки из соленого теста, кто-то печет креативные тортики, кто-то придумывает новые невероятные украшения, кто-то пишет книги о том, как строить дом, и всё это творчество по определённым аспектам с позиции определённой информации. Здесь нам важно, что это за информация, а не то, что этот человек сам по себе творческий. Представитель любого типа может писать стихотворения, но с позиции какой информации, каких аспектов эти стихотворения будут подаваться? Ведь можно писать стихотворения в виде пейзажных зарисовок, можно воспевать в них чай, булочки и процесс их употребления, можно писать о людях и их особенностях, о тонких нюансах их взаимоотношений. Можно писать стихотворения, в которых будут фигурировать какие-то загадочные непонятные образы, а можно писать на бытовые и остросоциальные темы.

Важно помнить, что ТИМные и личностные моменты связаны ОЧЕНЬ условно, иногда не связаны между собой ВООБЩЕ. Да, бывают случаи, когда ТИМные и личностные моменты совпадают, ТИМ проявлен хорошо, и человек является каноничным представителем типа, но часто бывает и наоборот. Иногда наложения ТИМных и личностных характеристик выглядит очень необычно. Подробно и глубоко изучив соционику, вы сможете в этом разбираться. Что же у нас в итоге получается?

ТИМное: восприятие, обработка, выдача информации определённого свойства.
Личностное: характер, поведение, внутренние моральные качества, уровень интеллекта, внешний вид, взгляды и убеждения.
 
Сверху Снизу